#Культура коренных народов Северной Америки
Культура коренных народов Северной Америки
Тег

Культура коренных народов Северной Америки

Культура коренных народов Северной Америки
Найденo 14 статей
Народы
Эскимосы
Эскимо́сы, этническая общность, группа эскимосско-алеутских (эскалекутских) народов циркумполярной зоны. Живут на южном и восточном побережье Чукотского п-ова на северо-востоке России (1,7 тыс. человек, в том числе 1,5 тыс. человек в Чукотском автономном округе, – 2020, перепись), п-ове Аляска на северо-западе США (34,3 тыс. юпик и 33,4 тыс. инупик – 2010, перепись), на севере Канады (инуит; 65 тыс. человек – 2016, перепись), на западе и юго-востоке о. Гренландия в Дании (55 тыс. человек – 2015, перепись). В основном принадлежат к арктической расе. Говорят на эскимосских языках, в США и Канаде – также на английском и французском, в Гренландии – на датском, в России – в основном на русском, а также на чукотском языках. В основном христиане (протестанты, католики, православные).
Семья инуитов в иглу
Народы
Американцы
Америка́нцы, народ, основное население США. Американцами, согласно закону, считаются не только принявшие присягу верности при получении гражданства, но и многочисленные категории т. н. экспатриатов, постоянных жителей-неграждан и лиц с двойным гражданством. Численность 334,7 млн человек (2020, перепись). Преобладает американский вариант английского языка (на нём говорят 93,4 % американцев). Верующие в основном протестанты (баптисты, методисты и др.) – 46,5 %, часть – католики (20,8 %), а также приверженцы других религий. Около 58 % среди современных американцев составляет белое население европейского происхождения, также значительна численность испаноамериканцев (18,7 %) и афроамериканцев (12,4 %).
Американцы. Три поколения семьи за ужином на День благодарения. Отец семейства разрезает индейку. 1950-е гг.
Музеи, галереи
Национальный музей естественной истории
Национа́льный музе́й есте́ственной исто́рии, естественно-научный и антропологический музей в США, структурное подразделение Смитсоновского института в Вашингтоне. Один из ведущих музеев США и крупнейшее в мире собрание по естественной истории. Входит в десятку музеев – мировых лидеров по посещаемости. Собрание музея составляет более 147 млн единиц хранения, включающих образцы растений, животных, ископаемых предметов, минералов, горных пород, метеоритов, а также предметов культуры. Основан в 1846 г. Разделы коллекционного фонда: минералогия, ботаника, палеонтология, энтомология, зоология беспозвоночных, зоология позвоночных, антропология. Антропологическое собрание музея является одним из самых значительных в мире.
Здание Национального музея естественной истории, Вашингтон. 1904–1911. Реконструировано в середине 1960-х гг.
Народы
Индейцы
Инде́йцы, группа народов, коренное население Америки. Название (буквально – индийцы) дано в конце 15 в. испанскими мореплавателями, принявшими открытую ими Америку за Индию. Со 2-й половины 20 в. чаще употребляются термины «коренные американцы», «американские аборигены», «туземные народы Америки» (англ. Native, Original Americans, Aboriginal Peoples, Amerindian, в Канаде – First Nations и другие, исп. pueblos indígenas и др.). Индейцы принадлежат к американоидной расе, ныне в большинстве своём метисированы. В разной степени сохраняют индейские языки. Индейцы Северной Америки в основном католики и протестанты (некоторые народы на Аляске исповедуют православие), индейцы Латинской Америки – католики, также растёт число протестантов (главным образом в Амазонии и в Андских странах). В колониальный период сформировались синкретические индеанистские культы: «Религия Длинного дома» (в начале 19 в. у ирокезов), пейотизм (в 19 в. на севере Мексики), Пляска Духа (2-я половина 19 в.), шейкеризм (на северо-западе Северной Америки), Церковь Креста (в 1970-х гг. в бассейне реки Укаяли) и др. Ряд народов сохраняет традиционные культы. Общая численность до 67 млн человек (вместе с метисами).
Мужчина ваура (социокультурная общность шингуано) раскрашивает себя уруку. Парк коренных народов Шингу, община Пиюлага (Бразилия). 2013
Духовные существа
Маниту
Маниту́, дух, сверхъестественная сила – один из ключевых концептов в традиционной религии большинства алгонкинских народов (оджибве, меномини, кри, инну, делавары, шауни, иллинойсы). Маниту понимается как безличная сверхъестественная сила; духи, населяющие окружающий мир (добрые или злые); духи – хозяева животного мира; личный дух-хранитель, которого человек обрёл в ходе поиска видений или увидел во сне и к которому обращается за помощью и поддержкой. Маниту также считаются особо примечательные природные объекты и особенности ландшафта – отдельно стоящие большие камни и скалы, пещеры, озёра, острова, заливы, водопады, пороги, волоки и т. п. Одновременно маниту являются духи-хозяева этих мест и объектов. Термин «маниту» широко представлен в топонимии Северной Америки. Под влиянием христианских миссионеров возник образ маниту – верховного божества и творца, которому противостоит злой дух, демон.
История
Пища
Пеммикан
Пеммика́н, вид мясных консервов у индейцев Северной Америки. Основа – бизонье, лосиное или оленье мясо. Был незаменим во время кочевания, военных походов, охотничьих, торговых и прочих экспедиций, представлял собой стратегический запас, к которому обращались в экстренной ситуации (неудача на охоте или рыбалке). В конце 19 в. в Америке и Европе появился пеммикан фабричного производства. Пользуются им современные туристы и экстремалы на протяжённых трудных маршрутах. Является одним из символов культуры современных канадских метисов, стремящихся не потерять своё историческое прошлое.
Женщина сушит мясо лося
Средства передвижения
Тобогган
Тобогга́н, бесполозные деревянные ручные сани у алгонкинов и атапасков Субарктики – жителей таёжных лесов. Наряду со снегоступами являлся важнейшим транспортным средством в зимний период и имел очень широкое применение. На нём люди перевозили всевозможные вещи при перемещении по заснеженному лесу, охотничью добычу, полученные на торговых постах товары, с ним ходили за дровами и т. п. Слово «тобогган» и сведения об использовании его микмаками впервые встречаются в труде католического миссионера К. Леклерка (1691). Канадцы, перенявшие тобогган у индейцев, использовали его также для катания с гор в качестве народной забавы, которая впоследствии переросла в национальный вид спорта. В 1-й четверти 20 в. наряду с бобслеем тобогган применялся для скоростного спуска. В 1923 г. в Париже была создана Международная федерация бобслея и тобоггана (с 2015 – Международная федерация бобслея и скелетона).
Тобогган. 1900-е гг.
1
2