Ксенофобия
Ксенофо́бия (от греч. ξένος – чужой и …фобия), нетерпимость и враждебность или подозрительность и предубеждённость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Проявления ксенофобии близки к т. н. культурному расизму. Однако в отличие от расизма, делающего акцент на видимые соматические различия, ксенофобия представляет собой неприязнь к чужаку из-за его поведения, образа жизни, конкуренции на рынке труда и т. п., а не присущих ему биологических качеств (цвет кожи, разрез глаз и т. д.). В Европейском союзе термин «ксенофобия» принят официально для обозначения распространённых в обществе подозрительности и враждебности в отношении иммигрантов и, по сути, служит эвфемизмом для понятия «расизм», но понимается как его мягкая форма и выражается в мигрантофобии. Европейская комиссия руководствуется следующим определением ксенофобии: «Отношение, предрассудки и поведение, которые отвергают, исключают или очерняют людей, исходя из того, что те являются чужаками или иностранцами по отношению к местной общине, обществу или национальной идентичности» (Xenophobia // European Commission website).
Подобно расизму, ксенофобия служит для противопоставления «нас» – «им», утверждает, что этническая культура, подобно биологическим особенностям, даётся человеку на всю жизнь вместе с «кровью». Смешение культур вызывает протест, т. к. якобы способствует дезориентации, навязывая индивиду разные культурные и поведенческие коды. В этом контексте говорится о «несовместимости культур», что ведёт к выступлениям против смешанных браков. Обнаруживается страх в отношении «пришельцев», которые будто бы способны засорить и испортить культуру «коренных жителей», и раздаются призывы сохранять традиционный этнокультурный облик. При этом местная культура понимается как более «высокая», и выстраивается возглавляемая ею иерархия культур. В то же время к мигрантам предъявляют социальные претензии: якобы они отбирают у местного населения рабочие места, тормозят рост зарплат и не позволяют в полной мере развиваться высокотехничным производствам, уклоняются от уплаты налогов и вывозят из страны значительную массу валюты, стремятся к созданию «этнических анклавов», создают непосильное бремя для социальной сферы (незаконно пользуются социальными льготами и пенсиями), приносят с собой болезни, ведут к резкому росту преступности, не хотят интегрироваться и пытаются навязать местному населению свою культуру. При этом не учитывается, что большинство мигрантов направлялись прежде всего в те сферы занятости, где оплата была ниже, а труд – менее престижным и малопривлекательным для местного населения. Мигрантофобия придает новый ракурс антисемитизму, ибо в крайне правой среде распространено мнение, что «сионисты» намеренно способствуют миграции, чтобы снизить долю коренного населения и подорвать его жизнеспособность. Другие распространённые формы ксенофобии включают гомофобию, исламофобию и др.
Исследования ксенофобии уделяют большое внимание влиянию на неё биологических и психологических (в том числе как механизма поддержания идентичности) факторов. Однако «биологическая детерминированность» ксенофобии не подтверждается научными данными, и её нельзя считать качеством, присущим человеку как виду. Будучи в первую очередь психологической реакцией на чужака, ксенофобия в то же время не является неизбежным следствием идентичности. Современную ксенофобию часто объясняют этническим и религиозным «ренессансом», сопротивлением экономической конкуренции и реакцией на отчуждение в условиях тотальной коммерциализации, ностальгией по «утраченной общности» и стремлением к сохранению прежнего «культурного порядка». Ксенофобия позволяет исключать иммигрантов из местного сообщества, ведёт к их дискриминации в сфере занятости, образования и социального вспомоществования. Их подозревают в стремлении к созданию закрытых анклавов и последующем сепаратизме.
Например, в 1990-х гг. на Кубани появилось относительно много мигрантов, прибывавших в особенности из кавказских регионов нестабильности, где полыхали этнические конфликты. По словам местных чиновников и законодателей, миграция создавала Краснодарскому краю серьёзные социальные проблемы. Мигрантов упрекали в снижении уровня жизни населения, обострении социальных проблем, ухудшении криминогенной обстановки и даже провоцировании межэтнических конфликтов, хотя всё это не подтверждалось фактами. Но больше всего чиновников пугало изменение «исторически сложившегося баланса численности основных национальных групп» (п. 2.2.2 Постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 апреля 1996 № 295-П «О региональной миграционной программе Краснодарского края на 1996–1997 гг.»). Тогда некоторые чиновники отождествляли мигрантов с оккупантами и пугали местных жителей возникновением «Кубанского Косова».
В медицине ксенофобия как боязнь чужого, незнакомого рассматривается в качестве разновидности навязчивых состояний.