Мутазилиты
Мутазили́ты (араб. المعتزلة – обособившиеся), в исламе исторически первая крупная школа калама, существовавшая в 8–13 вв. По преданию, название школы происходит от того, что её основатели Васил ибн Ата и Амр ибн Убайд (ум. около 761) обособились от кружка Хасана аль-Басри.
Всем направлениям мутазилитов присущи пять основополагающих принципов (усуль), по первым двум из них мутазилитов называли также «поборниками справедливости и единобожия».
1) Божественная справедливость (адль), предполагающая свободу воли человека и способность Бога творить только наилучшее, недопустимость нарушения Богом установленного Им порядка.
2) Единство Божие (строгий монотеизм, таухид), исключающее антропоморфизм Бога и извечность божественных атрибутов, отличных от Божественной сущности. Атрибуты действия – волю, слух, речь – мутазилиты считали сотворёнными. Отсюда следует важный тезис их учения о сотворённости Корана.
3) Обязанность Бога исполнить обещание рая покорным и ада непокорным (аль-вад ва-ль-ваид). Ни ходатайство Пророка, ни даже милосердие Аллаха не в состоянии изменить характер воздаяния за совершённые человеком проступки.
4) Мусульманин, совершивший тяжкий грех (кабира), выходит из числа верующих и находится в промежуточном состоянии (аль-манзила байна-ль-манзилатайн) между мусульманами и неверующими. Грешник, не успевший покаяться до смерти, обречён на вечные адские муки вместе с неверующими, но наказание его будет мягче, чем у последних. Это положение послужило причиной отхода первых мутазилитов от кружка аль-Хасана аль-Басри.
5) Повеление благого и запрещение дурного (аль-амр би-ль-маруф ва-н-нахи ан аль-мункар), обязывающее мусульман всеми средствами (не исключая насильственные) способствовать торжеству добра и бороться с господством зла, которое мутазилиты обычно связывали с борьбой со своими политическими противниками в Халифате. Это положение общее для мутазилитов, хариджитов и шиитов.
Гносеология мутазилитов определяется тезисом о превосходстве разума над верой, отрицанием слепого следования авторитетам (таклид). Природный мир осмысливался мутазилитами в категориях субстанции (джаухар) и акциденции (арад), соответствующих понятиям тела (атом) и его качественно-количественным характеристикам. Мутазилиты ввели в арабо-мусульманскую философию различение сущности и существования, впоследствии воспринятое арабоязычными аристотеликами, а через них и философами европейского Средневековья.
В области политики мутазилиты признавали светский характер власти халифа (имама). Ранние мутазилиты считали, что он необязательно должен быть из племени Пророка (курейшиты), но некоторые поздние мутазилиты полагали, что некурейшит не может стать имамом, если есть достойный этого звания курейшит. Вместе с хариджитами мутазилиты считали справедливость необходимым качеством имама.
Идеологически связанные с просвещёнными кругами средних слоёв городского населения, мутазилиты выступали в качестве одной из оппозиционных Омейядам религиозно-политических партий. Симпатии к шиитам во многом обусловили их отрицательное отношение к Аббасидам. Мутазилиты поддерживали шиитского претендента на халифатский престол ан-Нафса аз-Закию и участвовали в восстании 762 г. против аббасидского халифа Мансура (754–775). При Харуне ар-Рашиде, особенно в годы возвышения бармакидских визирей, позднее (813–847) при Мамуне и двух его ближайших преемниках Мутасиме и Васике мутазилиты пользовались наибольшим влиянием. Некоторые из них занимали руководящие посты в Халифате. Их деятельность, как и других мыслителей-рационалистов, поощрялась государством. Общий для мутазилитов и джахмитов тезис о сотворённости Корана в течение некоторого времени рассматривался в качестве критерия лояльности богословов к существующему режиму. Однако при халифе Мутаваккиле (847–861) мутазилиты подверглись гонениям и их идеологические позиции, особенно в столице, были заметно подорваны, хотя они сохраняли определённое влияние за пределами Ирака. Вновь на политической сцене мутазилиты появились в правление Буидов, при которых процветала мутазилитская школа Абд аль-Джаббара. Их идеи нашли отражение во взглядах зейдитов и в меньшей степени шиитов-имамитов. На 12–13 вв. приходится расцвет мутазилизма в Хорезме, однако его влияние в Иране и других восточных регионах мусульманского мира прекратилось после монгольского завоевания.
Среди мутазилитов существовало множество соперничающих групп, связанных с именами отдельных мыслителей. Главные школы 9–10 вв. – басрийская и багдадская. Видными представителями первой школы были Муаммар ибн Аббад (ум. 830), Абу-ль-Хузайл аль-Аллаф, ан-Наззам (ум. 835/836 или 845), аль-Джахиз (ум. 868/869), Абу Али аль-Джуббаи (ум. 915) и его сын Абу Хашим (ум. 933). Близкие к басритам взгляды разделяли Абд аль-Джаббар и его последователи. К основанной Бишром ибн аль-Мутамиром багдадской школе, отличавшейся проалидскими симпатиями и меньшим элитаризмом, принадлежали Сумама ибн аль-Ашрас (ум. около 828), аль-Мурдар (ум. 840), Ахмад ибн Аби Дуад (ум. 854), аль-Хайят (9 в.) и аль-Каби (ум. между 929 и 931).
В Новое и Новейшее время мутазилизм вдохновлял мусульманских мыслителей-рационалистов.