Розанова Ольга Владимировна
Ро́занова О́льга Влади́мировна [22.6(4.7).1886, Меленки – 7.11.1918, Москва], российский живописец, график, мастер декоративно-прикладного искусства, теоретик искусства, поэтесса, одна из видных представителей русского авангарда.
Ранний период творчества
Младший (четвёртый) ребёнок уездного исправника, коллежского асессора. До 1905 г. училась во Владимирской женской гимназии. К этому времени относятся её первые поэтические опыты в духе символизма. По окончании обучения переехала в Москву, но на протяжении всей жизни поддерживала тесную связь с семьёй и каждый год подолгу жила в доме матери во Владимире. Обучалась в Училище живописи и скульптуры А. П. Большакова с целью подготовки к поступлению в Строгановское училище. В 1907 г. подала прошение о принятии в училище, но получила отказ; после этого в 1907 г. начала посещать Школу рисования и живописи К. Ф. Юона и И. О. Дудина, через которую прошли крупные представители русского авангарда: Л. С. Попова, Н. А. Удальцова, А. Е. Кручёных, В. Ф. Степанова и др. На раннем этапе творчества находилась под влиянием реализма («Сидящая натурщица со спины», 1905–1906, Третьяковская галерея), модерна и символизма («Город ночью», конец 1900-х гг., ГТГ), а также воспринятого от Юона импрессионизма («Зима. Снегири на дереве», 1907–1908, ГТГ).
В кругу авангардистов
Начиная с 1908–1910 гг. в произведениях О. В. Розановой прослеживается воздействие новейших течений французского (постимпрессионизм, фовизм) и русского (неопримитивизм М. Ф. Ларионова и Н. С. Гончаровой) искусства. Утверждаются жанровые предпочтения художницы: натюрморт, портрет, городской пейзаж. Весной 1911 г. она приняла участие во второй петербургской выставке общества «Союз молодёжи», после чего вступила в его ряды и участвовала во всех его последующих выставках. С октября 1911 г. непродолжительное время посещала Школу Е. Н. Званцевой в Санкт-Петербурге, где в тот момент преподавали М. В. Добужинский и К. С. Петров-Водкин. Одновременно Розанова получила первое профессиональное признание: её картина «Ресторан» (1911, Русский музей) была куплена меценатом Л. И. Жевержеевым, а затем репродуцирована во втором сборнике «Союза молодёжи». Большой успех имел «Портрет А. В. Розановой» (1912, Екатеринбургский музей изобразительных искусств), показанный на четвёртой петербургской выставке общества (декабрь 1912 – январь 1913).
В 1913 г. в третьем сборнике общества опубликована первая теоретическая статья художницы («Основы Нового Творчества и причины его непонимания»), отдельной брошюрой издан написанный ею манифест «Союза молодёжи». В это время Розанова стала одной из центральных фигур общества и вошла в его правление.
В 1913 г. началась история многолетнего творческого сотрудничества и личных взаимоотношений художницы с А. Е. Кручёных. Важным направлением её творчества стала работа по оформлению футуристических книг поэта («Возропщем» с посвящением «Первой художнице Петрограда О. Розановой», «Взорваль», «Чорт и речетворцы», «Утиное гнёздышко… дурных слов», «Война» и др.), в том числе написанных в соавторстве с В. В. Хлебниковым [«Бух лесинный», «Игра в аду» (2-е изд.), «Тэ ли лэ»] и Р. О. Якобсоном («Заумная гнига»). Всего при участии Розановой вышло 18 книг, 12 из которых оформлены непосредственно ею. Эти книги отразили характерную для русского авангарда тенденцию сближения поэзии и изобразительного искусства. Их отличало стремление уйти от традиционного типографского набора и визуально выявить ритмику, звуковое построение и эмоциональную составляющую стиха. О. В. Розанова уделяла большое внимание фактуре и цвету бумаги, экспериментировала с типографскими шрифтами и различными техниками, в частности литографией, линогравюрой, акварелью и коллажем. В некоторых случаях начертание текста и раскраска страниц осуществлялись художницей от руки. Тексты дополнялись смелыми, неожиданными, зачастую дразнящими публику изображениями, которые составляли неотъемлемую часть «организма» книги наравне с текстом.
В станковой живописи и графике О. В. Розановой период 1913–1915 гг. также прошёл под знаком футуризма. Основные темы её работ этого времени – напряжённый ритм городской жизни («Городской пейзаж», эскиз декорации к спектаклю «Владимир Маяковский. Трагедия», 1913, Государственный музей В. В. Маяковского; «Пожар в городе», 1914, Елецкий городской краеведческий музей), движение во времени и пространстве («Метроном», 1915, ГТГ) и предметы, символизирующие современный быт («Примус», 1915, ГТГ). На фоне других представителей русского авангарда, увлечённых кубофутуризмом, Розановой удалось создать более «чистый» вариант футуристической живописи. В 1914 г. она была в числе тех, кто встречал прибывшего в Петербург лидера итальянских футуристов Ф. Т. Маринетти. Вскоре по его приглашению художница отправила свои произведения в Рим для экспонирования на Первой международной свободной футуристической выставке (апрель – май 1914). В 1915 г. Розановой также создан ряд оригинальных композиций в духе кубофутуризма («Рабочая шкатулка», «Буфет с посудой», обе – 1915, ГТГ), основанных на контрасте материально-вещественного и абстрактного: в то время как некоторые изображённые предметы обладают тщательно выписанной фактурой дерева, металла и дополнены элементами коллажа (кружевом, этикетками), прочие превращены в условные знаки и представляют собой плоские геометрические формы.
Творческие поиски, которые О. В. Розанова вела в 1913–1915 гг., подготовили её переход к нефигуративному искусству. Одним из путей выхода к абстракции был футуристический пейзаж, где задача изображения конкретных предметов сменилась задачей выражения динамических ощущений при помощи чисто живописных элементов – цвета, фактуры, композиции и др. («Синее на жести», 1913, Ярославский художественный музей). Вторым путём стало создание трёхмерных объектов, к которым Розанова на короткий срок обратилась по примеру В. Е. Татлина: в декабре 1915 г. на петроградской выставке «0,10» она представила четыре рельефа, из которых по каталогу и фотографиям известны «Автомобиль» и «Велосипедист» («Чёртова панель»). Но наиболее решительный переход к абстракции Розанова осуществила в цветных беспредметных коллажах, над которыми начала работать не позднее марта – апреля 1915 г. совместно с А. Е. Кручёных по переписке: поэт в то время служил учителем рисования в женской гимназии Баталпашинска (ныне Черкесск). Первые опыты Розановой в сфере геометрической абстракции – одни из наиболее ранних в России – были вдохновлены заумью Кручёных и представляли собой композиции из простых геометрических форм, вырезанных из цветной бумаги. Центральную роль в них играл цвет, который, подобно звукам в заумной речи, освобождён от прямых ассоциаций с реальными предметами и осмыслен в абстрактном ключе.
Увлечённая не только изобразительным искусством, но и поэзией, около 1916 г. О. В. Розанова начала писать собственные стихотворения на заумном языке. Одновременно она обратилась к созданию композиций в духе супрематизма, публично представленного К. С. Малевичем на выставке «0,10». При этом художница создала собственный вариант супрематизма, которому было свойственно ярко выраженное стремление к декоративности. Тогда как для Малевича белый фон композиции был метафорой пространства «белой супрематической пустыни», у Розановой в зависимости от конкретных живописных задач геометрические фигуры могли размещаться не только на белом, но и на цветном фоне («Супрематизм», 1916, Екатеринбургский музей изобразительных искусств). В то же время, в отличие от Малевича, отказавшегося от идеи согласования красок и форм ради эффекта их «независимого» существования в пространстве картины, Розанова стремилась к сопряжению их друг с другом и уделяла большое внимание общему колориту композиции, чаще всего основывая его на принципе контраста и диссонанса («Беспредметная композиция», 1916, Костромской объединённый художественный музей).
В 1916 г. художница начала сближаться с кругом супрематистов и вступила в общество «Бубновый валет», ведущую роль в деятельности которого в то время взял на себя К. С. Малевич. После своего переезда в Москву она приняла участие в двух выставках общества (ноябрь – декабрь 1916 и 1917). В марте 1917 г. О. В. Розанова вошла в организованное Малевичем общество «Супремус», где исполняла обязанности секретаря общества и участвовала в подготовке первого номера одноимённого журнала, для которого написала статью «Кубизм. Футуризм. Супрематизм» (издание журнала не состоялось). В этой статье ключевым элементом, лежащим в основе беспредметного искусства, провозглашался цвет: ещё с января 1917 г. в письмах Розановой к литературоведу и меценату А. А. Шемшурину фигурировало понятие «преображённый колорит». «Преображение», по всей видимости, трактовалось художницей как освобождение цвета от чуждых ему элементов (форм окружающего мира) и доведение его до максимальной интенсивности (ср. с концепцией «цветописи» у Малевича, который объявил одной из главных задач супрематизма выявление «чистой» сущности цвета, свободного от ассоциаций с реальными предметами). Но уже в июле 1917 г. Розанова начала разрабатывать «новый путь к колористическим изысканиям» (Письмо к А. А. Шемшурину от 9 июля 1917 // Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 339. П. 5. Ед. хр. 14. Л. 36–37), основанный на принципе высветления красок и геометрических форм с помощью белил. Важнейшее её произведение этого периода – картина «Зелёная полоса (Распылённый свет)» (1917–1918, Музей-заповедник «Ростовский кремль»), единственным мотивом которой становится поток зелёного света, развивающийся и пульсирующий в пространстве. Исследование взаимосвязи света и цвета в живописи, по свидетельству А. М. Родченко, обратило внимание Розановой на прожекторы: «Не Ты ли хотела озарить мир каскадами света. Не Ты ли проектировала прожекторами творить цветовые композиции в воздухе… <…> Ты думала творить цвет – светом» (Родченко. 1996. С. 65).
Особым направлением позднего творчества художницы стала её работа в сфере декоративно-прикладного искусства. Вместе с другими членами общества «Супремус» она создавала эскизы для вышивок и аппликаций на лентах, переплётах, подушках, дамских сумочках и платках. Выполненные крестьянками села Вербовка Киевской губернии (ныне село Вербовка Черкасской области), в декабре 1917 г. они экспонировались на Второй выставке современного декоративного искусства в Москве; среди них было около 60 произведений прикладного искусства по эскизам О. В. Розановой.
В 1918 г. художница активно сотрудничала с редакцией газеты «Анархия», где в том числе опубликовала программные статьи «Супрематизм и критика» (№ 86) и «Искусство – только в независимости и безграничной свободе!» (№ 91). После Февральской революции 1917 г. участвовала в подготовке и создании профессионального союза художников-живописцев Москвы, с мая того же года секретарь его Временного совета от Молодой (левой) федерации, в которую вошли футуристы, супрематисты и часть участников объединения «Бубновый валет». В мае 1918 г. Розанову утвердили в состав Московской художественной коллегии Отдела изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения РСФСР, а в июле она организовала и возглавила его художественно-промышленный подотдел. В это время она заведовала художественной промышленностью страны и составляла масштабную программу её развития: организовывала кустарное производство, управляла работой стекольных, фарфоровых и керамических фабрик, разрабатывала систему объединения традиционных центров народных промыслов с учебными художественными мастерскими. Усилиями Розановой были созданы свободные художественно-промышленные мастерские в Мстёре, Богородске (ныне Ногинск), Иваново-Вознесенске (ныне Иваново; последние с 1919 носили её имя). Осенью 1918 г. она налаживала работу художественных школ в Абрамцеве и Сергиевом Посаде, снабжая их материалами и денежными средствами. Одновременно Розанову избрали руководителем учебной мастерской по текстилю в Первых Свободных государственных художественных мастерских. В процессе работы над праздничным оформлением Москвы к первой годовщине Октябрьской революции художница заболела дифтерией и 7 ноября, в день годовщины, умерла в Солдатёнковской (Боткинской) больнице. Была похоронена в Новодевичьем монастыре рядом с могилой А. П. Чехова, после переноса которой место её захоронения было утрачено.
Творческое наследие
Внезапная смерть О. В. Розановой обернулась для её коллег потерей одного из лидеров авангардного движения в русском искусстве. А. М. Родченко характеризовал Розанову как «неутомимого вечно нового Гения Изобретательности» (Родченко. 1996. С. 65), а И. В. Клюн писал о её способности «вовремя почувствовать тот нарождающийся нерв, которому суждено стать завтра выразителем эпохи» (Клюн. 1919. С. 1–2). Клюн также создал несколько эскизов и модель супрематического памятника Розановой (проект остался нереализованным). Несмотря на то что художница не успела оставить после себя учеников, она оказала заметное влияние на дальнейшее развитие беспредметного искусства в России: по найденному ею в 1917 г. «новому пути к колористическим изысканиям» пошли в своём творчестве Малевич, Родченко, Клюн. Зимой 1918–1919 гг. они участвовали в организации посмертной выставки произведений Розановой (первой в ряду государственных выставок, проведённых Всероссийским центральным выставочным бюро). Работы, показанные на выставке, были приобретены в Государственный художественный фонд. Часть их поступила в Музей живописной культуры в Москве и Музей художественной культуры в Петрограде, а прочие были распределены по провинциальным музеям (Астрахань, Екатеринбург, Кострома, Нижний Новгород, Ульяновск и др.).
После того как в 1930-х гг. авангардное искусство было вытеснено из публичного пространства, для творчества О. В. Розановой наступил период забвения. С 1927 по 1967 гг. её произведения не участвовали в отечественных выставках. Около половины живописных произведений художницы были утрачены. Начало пристального изучения её наследия пришлось на конец 1980-х гг. и связано с именами Н. А. Гурьяновой, В. Н. Терёхиной и А. Д. Сарабьянова. Возобновлены выставки произведений Розановой (персональная в 1991–1992, Москва, Санкт-Петербург, Хельсинки), в том числе «Амазонки авангарда» (1999–2001, Москва, Нью-Йорк, Берлин, Лондон, Венеция, Бильбао), название которой отсылает к объединявшему Розанову с другими ведущими российскими художницами её времени выражению Б. К. Лившица «амазонки авангарда», ставшему их распространённым наименованием.
С 2016 г. важную роль в изучении и популяризации наследия художницы играет фонд «Розановский центр» во Владимире, которым подготовлено несколько научных конференций, печатных изданий, выставочных проектов и просветительских программ, а также предприняты усилия по сохранению дома семьи художницы, ранее считавшегося утраченным, но идентифицированного по архивным данным в 2017 г. (Владимир, улица Борисоглебская, 44; ныне улица Музейная, 10).
Как одна из крупнейших представительниц русского авангарда, О. В. Розанова воплотила в своём творчестве новаторские художественные тенденции конца 19 – начала 20 вв. и сыграла ключевую роль в сложении и развитии футуризма и геометрической абстракции в России.