Яковлев Василий Николаевич
Я́ковлев Васи́лий Никола́евич [2(14).1.1893, Москва – 29.6.1953, там же], российский живописец, педагог и реставратор, народный художник РСФСР (1943), действительный член Академии художеств СССР (1947). Потомственный почётный гражданин (с 1899).
Сын провизора, московского купца 2-й гильдии, потомственного почётного гражданина (с 1899) Николая Васильевича Яковлева. Старший брат, Борис Николаевич Яковлев, также был живописцем. Учился на математическом отделении физико-математического факультета Московского университета (1911–1913), параллельно в 1913–1914 гг. посещал частную студию художника В. Н. Мешкова, в которой вместе с ним занимались А. В. Исупов, В. В. Мешков и П. М. Шухмин. В 1914 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями были А. Е. Архипов, К. А. Коровин, С. В. Малютин и Л. О. Пастернак. Одновременно с занятиями в училище изучал опыт профессиональных мастеров иконописи и реставрации у В. Д. Щетинина, копировал работы из собраний Третьяковской галереи (ГТГ) и Румянцевского музея в Москве, Эрмитажа в Петрограде (ныне Санкт-Петербург). О своём первом посещении Эрмитажа в 1915 г. Яковлев вспоминал как о поворотном событии, определившем его творческий путь: «Попадаю под властное обаяние великих итальянцев, испанцев, фламандцев, голландцев. Любовь моя к ним возникла сразу, заполнив душу и вытеснив увлечения всякими Цорнами» (Соболевский. 1952. С. 8). Изучал живопись старых мастеров во время поездок во Францию и Германию в 1927 г., где посещал реставрационные мастерские Лувра в Париже и Старого музея в Берлине. В 1932 г. по приглашению М. Горького побывал в Италии.
Эти исследования повлияли на художественную манеру Яковлева: он часто писал свои произведения в тёмно-коричневой колористической гамме, экспериментировал с фактурой холста и дерева, использовал лессировки. Такие его работы, как «Торговка рыбой» (1933) и «После завтрака» (1937, Челябинский государственный музей изобразительных искусств), «Спор об искусстве» (1946, Русский музей – ГРМ, Санкт-Петербург), «Битая дичь. После удачной охоты» (1952, ГТГ), «Фрукты на подносе» (1953, собрание Р. Д. Бабичева), напоминают работы фламандских и голландских художников 17 в.: Ф. Снейдерса, К. де Воса, Я. Вермеера.
Советские биографы Яковлева рассматривали его искусство изолированно от мирового процесса и преимущественно в «музейном» контексте. Однако очевидна близость его манеры искусству европейского неоакадемизма 1920–1930-х гг., прежде всего новой вещественности, в котором внимание к рисунку и анатомии, подробная проработанность формы и использование контрастной светотени часто сочетались со стилизацией. Это сходство особенно заметно в живописных работах Яковлева тех же лет – «Автопортрет» (1926), «Мастерская» (1934, ГТГ), «Беседа об анатомии» (1935), «Портрет Е. М. Владиславлевой» (1928, Оренбургский областной музей изобразительных искусств), «Старатели пишут письмо творцу Великой Конституции» (1937, ГРМ), а также в серии портретов, выполненных карандашом, сангиной или углём, – «Автопортрет» (1932, Ростовский областной музей изобразительных искусств), «Портрет М. Горького» (1930-е гг., Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля, Москва), «С. С. Юдин перед операцией» (1931).
В годы Великой Отечественной войны Яковлев совершил несколько поездок на фронт и создал галерею портретов, за два из них («Портрет героя Советского Союза В. Н. Яковлева», 1941; «Партизан», 1942, оба – ГТГ) награждён в 1943 г. Сталинской премией 1-й степени и получил звание народного художника РСФСР. После войны написал несколько схожих между собой портретов маршала Г. К. Жукова, в которых соединил монументальную композицию и экспрессивные световые эффекты со средневековой иконографией Георгия Победоносца. Два из них («Конный портрет маршала СССР Жукова», «Победа», оба – 1946) хранятся в РОСИЗО, такие полотна также входят в коллекции Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда («Портрет маршала Георгия Жукова», 1945) и ГТГ («Портрет Г. К. Жукова», 1946).
В 1938–1939 и 1949–1950 гг. Яковлев занимал пост главного художника Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), для которой выполнил несколько панно: «Праздник в колхозе», «Ловля рыбы в Куре», «Охота в Азербайджане», «Овцы на выпасе», «Табун в горах». За работу на ВСХВ награждён орденом Ленина. В 1949 г. за пасторальный пейзаж «Колхозное стадо» (1948, Оренбургский областной музей изобразительных искусств) получил Сталинскую премию 2-й степени.
Яковлев участвовал в выставках Союза русских художников (1922, 1923), Ассоциации художников революционной России (член АХРР с 1922), Союза советских художников, в Выставке русского искусства в Брюсселе (1928), экспозициях в ГТГ «Художники РСФСР за 15 лет» (1933) и «Индустрия соцреализма» (1937).
Значительно наследие Яковлева-реставратора. За годы работы в Центральных государственных реставрационных мастерских (1924–1926) и Государственном музее изящных искусств (1926–1932; ГМИИ) в Москве он сохранил около 500 художественных произведений, среди которых приписываемое Рафаэлю «Святое семейство», «Христос перед Пилатом» («Се человек») Я. Мостарта, «Форнарина» Джулио Романо, «Сатир в гостях у крестьянина» Я. Йорданса, а также полотна Рембрандта, Тициана, Корреджо и К. Дольчи из ГМИИ. В 1952–1953 гг. вместе с П. П. Соколовым-Скаля руководил реставрацией панорамы «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.» Ф. А. Рубо.
Преподавал в Государственных свободных художественных мастерских (1918–1921), Высшем техническом училище (1921–1924), Всероссийской академии художеств (1934–1937; профессор) в Петрограде – Ленинграде, Московском архитектурном институте и Академии архитектуры СССР (1934–1937; профессор), Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова (1947–1952; профессор), вновь в Московском архитектурном институте (1952–1953; заведующий кафедрой рисунка). Доктор искусствоведения (1951). Среди его учеников – архитекторы А. Г. Мордвинов, К. С. Алабян, Д. Н. Чечулин, живописцы А. М. Грицай, Б. В. Щербаков.
Орден Ленина (1939). Сталинская премия (1-я степень, 1943; 2-я степень, 1949).