Андрей Матвеев
Андре́й Матве́ев (Андрей Матвеев сын) [скорее всего, осень 1701 – 23.4(4.5).1739, Санкт-Петербург], российский живописец, иконописец и педагог. Сведения о дворянском происхождении Андрея Матвеева, получившие распространение в литературе, источниками не подтверждаются; по-видимому, до конца жизни принадлежал к разночинцам. Фамилия художника не установлена, её роль играло отчество – Матвеев. О происхождении, а также о детстве и отрочестве Андрея Матвеева достоверные данные не сохранились.
Вероятно, находился в царской свите во время путешествия царя Петра I и его супруги царицы Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины I) за границу в 1716–1717 гг. По позднейшему свидетельству самого Андрея Матвеева, он послан по указу Петра I для обучения живописи в Голландию. Учился в Амстердаме у А. Боонена (сентябрь 1717 – сентябрь 1723), затем в Антверпенской академии изящных искусств у П. Спервера (декабрь 1723 – 1727). От периода учёбы Андрея Матвеева сохранились две композиции: «Аллегория живописи» (1725, единственная подписанная работа художника, отправлена им Екатерине I в подарок после её вступления на российский престол) и «Венера и Амур» [1726 (?); обе – в Русском музее, Санкт-Петербург]. Как показало технико-технологическое исследование этих двух картин, проведённое искусствоведами Т. В. Ильиной и С. В. Римской-Корсаковой, в середине 1720-х гг. Андрей Матвеев экспериментировал с различными техниками живописи: так, в «Аллегории живописи» тёмные красочные слои положены поверх светлого грунта, «Венера и Амур», напротив, написана в традиционной технике высветления, т. е. от тёмного к светлому (Ильина. 1984. С. 64).
В августе 1727 г., вскоре после кончины Екатерины I, вернулся в Россию. Осенью того же года привлечён архитектором М. Г. Земцовым к созданию батальных картин для т. н. Летнего дома («Сал для славных торжествований») в Санкт-Петербурге, продолжил работу над ними в 1730 г.
По приказу светлейшего князя А. Д. Меншикова в октябре/ноябре 1727 г. профессиональную подготовку Андрея Матвеева засвидетельствовал Л. Каравак, после чего по собственному прошению [подано 15(26) декабря того же года] художник был принят в живописную команду Канцелярии от строений с жалованием 200 руб. в год, в которой служил до конца жизни (Ильина. 1984. С. 83–84). Другое прошение с просьбой о повышении его в статусе подал в Канцелярию от строений 15(26) января 1730 г. Но в связи с отсутствием в Санкт-Петербурге Каравака был освидетельствован в искусстве Академией наук и художеств, в качестве квалификационных работ исполнив живописный портрет главы Канцелярии от строений генерал-майора У. А. Сенявина, образ Пресвятой Богородицы («печальной») и рисунок на не упомянутую в документах тему (все три не сохранились); 14(25) июня 1731 г. получил звание мастера живописных дел с окладом 400 руб. в год и затем возглавил живописную команду Канцелярии [Материалы для истории Императорской Академии наук. Т. 2 (1731–1735). Санкт-Петербург, 1886. № 7. С. 6–8; № 14. С. 13–14; № 49. С. 47–48].
В 1728–1733 гг. руководил живописными работами в Петропавловском соборе Петропавловской крепости, выступал также в роли инвентора, т. е. создавал эскизы будущих композиций. Одновременно контролировал закупку и качество материалов, оценивал труд других живописцев. Согласно докладам архитектора Д. Трезини в Канцелярию от строений 1728 и 1729 гг., исполнил две картины в нижнем ярусе барабана собора: «Вознесение Господне на небеса» и «Пришествие Христово ко учеником к дверем затворенным и осязание Фомино» (также упоминается в документах под названием «Фомино уверение и осязание ребр Христовых») (из-за ветхости заменены в 1877) (Ильина. 1984. С. 100, 106, 140, 228–229). Как установлено Т. В. Ильиной и С. В. Римской-Корсаковой, из 16 картин (все написаны маслом на холсте), расположенных под сводами выше карниза, не менее 7 сохранились со времени работы в соборе команды Андрея Матвеева, а он сам исполнил «Моление о чаше». Также ему принадлежит имеющая множество утрат икона «Тайная вечеря», написанная маслом на дубовой доске овальной формы, которая находится в сени над престолом (Андреева. Живописец раннего Петербурга. 1974. С. 204, 217; Ильина, Римская-Корсакова. 1984. С. 108–109, 231).
В 1730-е гг. неоднократно привлекался к работам, проводившимся в императорских резиденциях, в частности участвовал в создании живописных панно (подволочных картин) для Нового Зимнего дома, реставрировал росписи Большого дворца в Петергофе (1737), работал в Царском Селе (всё – не сохранилось).
Вместе с рядом живописцев, в том числе с А. И. Захаровым, М. А. Захаровым, В. А. Ерошевским, Л. Федоровым, участвовал в декоративном оформлении Адмиралтейских, Аничковских и Троицких триумфальных ворот в Санкт-Петербурге (1731 – январь 1732), возводившихся к возвращению императрицы Анны Ивановны из Москвы. Неоднократно портретировал Анну Ивановну, в частности был известен её изображение в белом платье, короне и императорской мантии, напоминающий портрет кисти Л. Каравака.
В 1735 г. создал эскизы живописных аллегорических панно (подволочных картин) для стен («Совет», «Благородство», «Резолюция», «Любовь к Отечеству», «Добродетель», «Милость» и «Великодушие») и плафона («Премудрость с Правдой, Милосердием и Верностью») Сенатского зала в здании Двенадцати коллегий (ныне там находится Санкт-Петербургский государственный университет), которые в конце 1735 – начале 1736 гг. на холсте выполнил Г. С. Мусикийский. По экспертному заключению реставратора М. Г. Колотова, Андрей Матвеев мог принять «прямое и непосредственное участие в исполнении картины» для плафона (Ильина. 1984. С. 152).
В 1733 г. начал работу (не окончена, завершена И. Я. Вишняковым) по написанию (совместно с помощниками) икон для приделов и иконостаса (в частности, написал икону «Господь Саваоф», 1737–1739) церкви Святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (ныне на Моховой улице) в Санкт-Петербурге (архитектор М. Г. Земцов).
Сохранилось четыре убедительно атрибутируемых кисти Андрея Матвеева портрета, которые отличают техническое мастерство и глубокая психологическая характеристика моделей: парные портреты стольника князя И. А. Голицына (из рода Голицыных) и его супруги княгини А. П. Голицыной, урождённой княжны Прозоровской [1727–1728 (?), частное собрание], «Автопортрет с женой» [не ранее 1729(?), Русский музей; выдвинутая в середине 1960-х гг. Н. М. Молевой и Э. М. Белютиным версия об изображении на полотне Анны Леопольдовны и Антона Ульриха убедительно опровергнута позднейшим исследованием в рентгеновских лучах] – первый в истории русского искусства автопортрет, а также выполненный с оригинала К. де Моора, но, одновременно, один из наиболее удачных портретов императора Петра I (1720-е – 1730-е гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург).
С 1728 г. фактически занимался преподаванием, подготовил ряд учеников, в том числе А. Ерошевского, П. Игнатьева, М. Белякова, проявлял о них отеческую заботу.
От активной творческой деятельности Андрея Матвеева дошло до наших дней ничтожно мало: нет ни одного достоверного, хорошо сохранившегося произведения монументально-декоративной живописи, множество утрат и разновременных записей искажает и его «Автопортрет с женой». О высокой оценке современниками мастерства художника ярко свидетельствует тот факт, что сразу же по возвращении из-за границы ему доверяли самые ответственные и сложные работы, а архитекторы Д. Трезини и М. Г. Земцов отзывались о нём с похвалой. Своеобразным признанием таланта мастера явилось приобретение его картин таким тонким знатоком живописи, как И. И. Шувалов: картины Андрея Матвеева – «Святой Иероним» и «Мучение святого Варфоломея», выполненные с оригиналов Дж. Чезари, фигурировали в «Описи неподвижных вещей, бывших в смотрении Кирилы Головачевского, 1773», где была представлена коллекция Шувалова, переданная им в 1758 г. в Академию художеств (по описи № 41 и 42; местонахождение неизвестно) [Богдан В.-И. Т. И. И. Шувалов – основатель музея Академии художеств // Кунсткамера. 2020. № 2(8). – С. 26.].