Зиттов Михель
Зи́ттов Ми́хель [Михель Ситтов, Michel Sittow; Мастер Михель (Мигель), Master Michiel, Meister Miguel; Михель Зиттоc, Michel Zittoz; Мигель Зитиум, Miguel Sithium; Мигель Фламенко, Miguel Flamenco] (около 1469, Ревель, ныне Таллин – декабрь 1525, там же), эстонский живописец. Один из значительных портретистов Северного Возрождения, представитель нидерландской школы.
Вёл жизнь странствующего мастера, работал преимущественно при дворах европейских монархов. Первый ребёнок в семье художника и скульптора Клауса ван дер Зиттова (год рождения неизвестен – ум. 1482), ставшего гражданином Ревеля в декабре 1457 г. По одной из версий, К. Зиттов прибыл в Ревель из Мекленбурга, а фамилия «Зиттов» восходит к названию деревни близ г. Висмар – Циттов (Zittow). В 1479 г. К. Зиттов приобрёл жильё рядом с церковью Нигулисте (Святого Николая; улица Ратаскаэву, 22) и был выбран одним из почётных членов городской гильдии ремесленников – гильдии Святого Канута (Кнуда). Мать М. Зиттова Маргарита Мольнер (год рождения неизвестен – ум. 1501) происходила из шведско-финской семьи, члены которой были золотых дел мастерами в Ревеле. Получив первоначальные навыки ремесла у отца, в 1484 г., спустя два года после его смерти, М. Зиттов уехал в Брюгге, где предположительно учился в мастерской Х. Мемлинга (1484–1488). К наиболее ранним работам М. Зиттова относится «Портрет молодого человека в красной шапке» (Детройтский институт искусств; согласно последним исследованиям произведение датируется 1490-ми гг. Michel Sittow. 2017. P. 44–45). Небольшой формат картины (16,4 × 12,9 см) позволяет её рассматривать как образец портретной миниатюры. Историки искусства склоняются к выводу, что изображение автопортретно (Frinta. 2009. Р. 151). Это раннее произведение в полной мере отражает мастерство Зиттова как портретиста, заключавшееся как в достоверной и натуралистичной передаче внешности человека, так и в интересе к характеру портретируемого.
С 30 марта 1492 г. по 1504 г. М. Зиттов работал в качестве придворного художника Изабеллы I Католической в Толедо, получая жалованье (50 тыс. мараведи), значительно превышавшее содержание поступившего на службу к королеве четырьмя годами позже живописца Хуана Фландрского. При испанском дворе Зиттов принимал участие в создании «Алтаря Изабеллы Католической» (около 1496–1504) – полиптиха из сорока семи панелей, предназначавшегося королеве для личного пользования. Из сохранившихся 27 досок алтаря 25 принадлежит Хуану Фландрскому, и лишь две – Зиттову («Успение Богоматери», Национальная галерея искусства, Вашингтон, и «Вознесение Христа», частная коллекция; обе – около 1500–1504); в них сильны иконографические и стилистические влияния работ Хуана Фландрского, прослеживаются также некоторые композиционные заимствования. После смерти Изабеллы Зиттов жил в 1504–1506 гг. в Нидерландах при дворе герцога Филиппа I Габсбурга, зятя Изабеллы I.
После смерти Филиппа, вновь потеряв покровителя, в 1506 г. М. Зиттов вернулся в Ревель, 18 октября 1507 г. вступил в гильдию святого Канута, женился (29 октября 1509) и оставался в родном городе до 1514 г. «Портрет мужчины» (около 1510, Маурицхёйс, Гаага) мог быть написан в Ревеле.
В 1514 г. Зиттов находился в Копенгагене. В это время созданы живописные портреты датского короля Кристиана II (1514–1515, Государственный музей искусств, Копенгаген) и Марии Тюдор (?), сестры Генриха VIII (около 1514, Музей истории искусств, Вена; ранее, согласно гипотезе М. Фридлендера, портрет считался изображением Екатерины Арагонской; Friedländer. 1915. S. 4). В 1515–1517 гг. мастер состоял на службе у Маргариты Австрийской в Мехелене; также в эти годы бывал в Испании. Упоминание о Зиттове встречается в сборнике писем императора Священной Римской империи Максимилиана I и Маргариты Австрийской (Le Glay A. J. G. Correspondance de L'Empereur Maximilien Ier et de Marguerite d'Autriche, sa fille ... de 1507 à 1519 / publiée par M. Le Glay. 1839. Vol. 2. P. 480). К наиболее достоверным работам этого периода относятся «Екатерина Арагонская в образе Марии Магдалины» (около 1515, Детройтский институт искусств), благочестивый диптих – «Богоматерь с Младенцем» (Государственные музеи, Берлин) и «Портрет Диего де Гевары» (Национальная галерея искусства, Вашингтон; обе створки – около 1515–1518; де Гевара – испанский посол при дворе герцогов Бургундских).
С конца 1517 г. или начала 1518 г. и до конца жизни Зиттов жил в Ревеле. Вероятно, возвращение художника в родной город связано со смертью его отчима, стеклодува Дидерика ван Катвейка, занявшего после смерти матери М. Зиттова мастерскую и дом его отца. В 1518 г. художник вторично женился на дочери купца Доротее Аллунзе; родившийся в браке сын Михель умер в возрасте 10 лет. В 1523 г. Зиттов избран старейшиной гильдии святого Канута. В Ревеле мастер преимущественно выполнял заказы на религиозные темы, в них отразилось влияние Х. Мемлинга и Хуана Фландрского («Несение креста», 1518–1525, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). Также Зиттову и его мастерской приписываются «Святой Иаков и Богоматерь с Младенцем» и «Святой Адриан и Святой Антоний» (обе – 1520-е гг., Музей Нигулисте, Таллин), изображения с внешних сторон боковых створок алтаря «Страсти Христовы» (около 1510–1520, Музей Нигулисте) мастерской художника А. Изенбранта.
Зиттов умер от чумы между Рождеством и Новым годом. Место захоронения неизвестно.
Стиль произведений Зиттова укладывается в рамки искусства позднего арс нова и раннего Северного Возрождения; он вобрал в себя особенности различных европейских художественных центров, потому ему присущ интернациональный характер. Отталкиваясь от принципов портретного искусства своего учителя Х. Мемлинга (интерес, с одной стороны, к детальной точности в изображении, с другой – к характеру, психологической индивидуальности модели), Зиттов объединил эти черты с изысканной обобщённостью современного ему французского портрета. Для всех произведений Зиттова характерны внимание к подробностям, мягкость контуров, тонкость лессировок, свойственных нидерландской живописи 15 в.
Несмотря на неоспоримый талант М. Зиттова, подтверждённый кругом его заказчиков-монархов и назначавшимся ему высоким жалованьем, творчество художника после его смерти было забыто почти на четыре века. Начало изучения его наследия было положено М. Фридлендером, выделившим однородную группу живописных произведений, созданных предположительно мастером Михелем (Friedländer. 1915. S. 1–4). По сей день Зиттов – один из малоизученных мастеров Северного Возрождения. Сложности в исследовании творчества Зиттова заключаются в разрозненности местонахождения его работ, а также в отсутствии авторских подписей и датировок.
Искусство Зиттова оказало большое влияние на его современника – Я. Госсарта.