Шибанов Михаил
Шиба́нов Михаи́л (иногда также ошибочно Михаил Шебанов, Михаил Шабанов) (дата рождения неизвестна – ум. не ранее января 1789), российский живописец.
Происхождение, место рождения М. Шибанова, крестильное имя его отца (вероятно, Шибан – отцовское прозвище, а Шибанов – не фамилия), а также многие подробности жизненного пути художника – в частности, у кого он учился мастерству – достоверно неизвестны. Предположение историка искусства Т. В. Алексеевой о том, что Михаил Шибанов был крепостным крестьянином адмирала Г. А. Спиридова, не подкреплено источниками, а мнение о принадлежности художника князю Г. А. Потёмкину (с 1787 – Г. А. Потёмкин-Таврический) опровергается документами. Гипотеза Алексеевой о рождении художника в деревне Мясоедово Переславль-Залесского уезда Переславль-Залесской провинции Московской губернии также документально не подтверждена.
Из авторских подписей на оборотах картин Михаила Шибанова следует, что в 1772–1778 гг. он работал в Санкт-Петербурге, в Суздальской провинции Московской губернии (в том числе в селе Татарово, ныне Владимирская область, принадлежавшем шурину Г. А. Спиридова, П. М. Нестерову, и его двоюродному брату, П. С. Нестерову) и в Москве. В эти годы художник написал портреты сыновей Г. А. Спиридова: Алексея (1772, Третьяковская галерея, Москва), Григория (1776, Ивановский областной художественный музей) и Матвея (1776, Третьяковская галерея), его жены, А. М. Спиридовой, урождённой Нестеровой (1777), а также её племянницы и племянника – Александры А. Нестеровой (1777) и Афанасия А. Нестерова (1778; все три – в частных собраниях).
К самым ранним примерам русской жанровой живописи относятся работы Шибанова «Крестьянский обед» (1774) и «Празднество свадебного договора» (1777, обе – Третьяковская галерея). Эти картины на примере Суздальской провинции правдиво воспроизводят подробности крестьянского быта.
В 1780-е гг. Михаил Шибанов состоял на службе у князя Г. А. Потёмкина как вольный живописец. В 1783–1786 гг. для возводившейся в Херсоне соборной церкви во имя святой великомученицы Екатерины (Свято-Екатерининского собора) мастер по заказу Потёмкина руководил работами по созданию многоярусного резного позолоченного иконостаса и писал для него иконы (11 образов хранятся в Херсонском областном краеведческом музее; в 3-й четверти 20 в. атрибутированы М. Шибанову Т. А. Алексеевой, ранее неверно приписывались кисти В. Л. Боровиковского). Сохранившиеся иконы свидетельствуют о знакомстве художника с западноевропейской живописью: так, образ Иоанна Крестителя в виде ребёнка с агнцем – копия картины Б. Э. Мурильо (1660–1665, Национальная галерея, Лондон), которая была известна Шибанову по живописной копии 18 в. работы неизвестного художника из коллекции Потёмкина (ныне в Эрмитаже, Санкт-Петербург). «Архангел Михаил» – вольная интерпретация одноимённой работы Г. Рени (1635, церковь Санта-Мария-делла-Кончеционе, Рим). Выбор образцов, как и сам метод работы Шибанова, типичен для российских столичных мастеров 18 в.
Весной 1787 г. в Киеве, во время путешествия императрицы Екатерины II в Таврическую область, исполнил с натуры поясные портреты российской государыни в дорожном костюме (по собственной оригинальной иконографии; 1787) и её фаворита графа А. М. Дмитриева-Мамонова (из рода Дмитриевых-Мамоновых) (оба – в Русском музее). В том же году оба портрета гравировал работавший при российском императорском дворе британец Дж. Уокер, затем по заказу императрицы с её портрета придворный миниатюрист П. Г. Жарков выполнил несколько миниатюрных копий; в конце 18 – 19 вв. портрет Екатерины II многократно копировался.
В январе 1789 г. Михаил Шибанов обратился к правителю канцелярии князя Г. А. Потёмкина-Таврического В. С. Попову: художник, сообщив о плохом состоянии своего здоровья, просил о назначении ему жалованья и т. н. порционных денег [прошение, подписанное Михаилом Шибановым, обнаружено и издано Т. В. Алексеевой в VII томе «Истории русского искусства» (Москва, 1961. С. 252), подлинник хранится в Российском государственном архиве древних актов (Ф. 11. Оп. 1. Д. 946. Ч. 3. Л. 499)]. Сохранился портрет Попова кисти Шибанова (между 1784 и 1785 гг., Одесский художественный музей). Дальнейшая судьба мастера неизвестна.
Сохранившиеся и точно атрибутированные работы Михаила Шибанова (обычно он подписывал свои полотна, кроме портрета А. М. Дмитриева-Мамонова) позволяют говорить о нём как об одарённом, незаурядном живописце, сочетавшем традиционные академические приёмы и новаторский подход в выборе сюжетов. Он умело варьировал технику исполнения: широкую, свободную манеру в иконах и жанровых картинах чередовал с тонким письмом и сглаженной фактурой в портретных образах. Отзвуки барочной патетики, связывающие наследие Шибанова с искусством середины 18 в., чувствуются в некоторых иконах Свято-Екатерининского собора. В то же время его камерные портретные образы, с повышенным вниманием к индивидуальности человека, близки работам лучших столичных портретистов второй половины 18 в.