Буковац Влахо
Бу́ковац Вла́хо (Vlaho Bukovac; настоящие имя и фамилия Бьяджо Фаджони, Biagio Faggioni) (4.7.1855, Цавтат, Австрийская империя, ныне Хорватия – 23.4.1922, Прага), хорватский живописец.
В 1866 г. уехал с дядей в Нью-Йорк, в 1871 г. вернулся в Цавтат и служил моряком, затем отправился на заработки в Перу (1873), Сан-Франциско (1874–1876); самостоятельно освоил навыки рисунка и живописи, начал писать портреты, делать этнографические этюды («Чернокожий мужчина с голубями»; «Продавец рыбы», оба 1876). В 1877–1880 гг. при поддержке хорватских поэта М. Пуцича и епископа Й. Ю. Штросмайера учился у А. Кабанеля как вольнослушатель парижской Школы изящных искусств. Под влиянием Пуцича изменил итальянские имя и фамилию на хорватские, но часто подписывал свои созданные в Западной Европе работы «Блез Буковац» (Blaise Bukovac), а также псевдонимом «Поль Андре» (Paul Andrez). До 1893 г. жил в Париже, однако работал также при сербском королевском дворе в Белграде и черногорском княжеском дворе в Цетине, а 1884–1885 гг. провёл на родине. С середины 1880-х гг. до начала Первой мировой войны посещал Англию, где его работы пользовались успехом у любителей искусства из среды промышленников, в частности, у С. Фокса и Р. Леду (портрет С. Фокса, 1890, Галерея искусств Мерсер, Харрогит, Северный Йоркшир).
В наследии Буковца преобладают портреты; сравнительно многочисленны и полотна исторического жанра. Работы тёмного колорита в русле академического романтизма, порой под влиянием национального романтизма, которые Буковац выставлял в Салоне [«Обороняющаяся черногорка» («Эпизод из войны в Черногории»), 1878, частное собрание; портрет королевы Сербии Натальи Обренович, 1882, Национальный музей, Белград; «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» («Иисус – друг детей»), 1888, францисканский монастырь в Томиславграде, Босния и Герцеговина] соседствовали в парижский период с произведениями в русле пленэризма и импрессионизма («Дети семьи Каталинич», 1885, Национальный музей современного искусства, Загреб; портрет Л. Леду, 1892, Галерея искусств Уокер, Ливерпуль). Часто писал обнажённую натуру («Большая Иза», 1882, Мемориальная коллекция П. Белянского, Нови-Сад; «Цветок», 1887, частное собрание). Исполнял пейзажные этюды.
В 1893 г. переехал в Загреб, где активно участвовал в художественной жизни: стал инициатором отделения от более консервативного Общества искусств группы молодых прогрессивных живописцев, которые затем образовали в 1897 г. Общество хорватских художников. С ними Буковац организовал в 1898 г. выставку «Хорватский салон» в новой галерее «Павильон искусств» (австрийские архитекторы Ф. Фелльнер, Г. Хельмер) в Загребе, строительство которой он инициировал. Характерные для этого периода более светлая палитра и свободная манера, цветные тени, сочетание гладкого письма и импасто, а также влияние символизма, модерна и идей имевшего большое значение для живописца иллиризма соединились в полотне «Сон Гундулича» («Гундулич задумывает "Османа"», 1894, Национальный музей современного искусства, Загреб; на картине представлен поэт И. Гундулич, сочиняющий 9-ю песнь поэмы «Осман»). Создал композицию «Хорватское возрождение» на занавесе Хорватского национального театра в Загребе (1895), полотно «Да здравствует король!» (на сюжет официального открытия Францем Иосифом I, императором Австро-Венгрии, носившем помимо прочего титул короля Хорватии, гимназии в загребском районе Долний Град; 1895, Хорватский институт истории, Загреб).
В 1898 г. переехал в Цавтат, а в 1903 г. в Прагу, где в тот же год стал профессором Академии художеств. В поздний период испытал влияние постимпрессионизма (использовал дивизионизм: «Диван», 1905, Галерея искусств, Сплит, ряд автопортретов и др.). Среди других работ – монументальная композиция «Развитие хорватской культуры» в читальном зале библиотеки Загребского университета (1912–1913; ныне здание Государственного архива), портрет короля сербов, хорватов и словенцев Александра I Карагеоргиевича (1922, Национальный музей, Белград).
Участвовал в Венецианской биеннале (1897, 1901, 1903).
Член Сербской королевской академии (1905), член-корреспондент Чешской академии наук, словесности и искусств императора Франца Иосифа (1913); почётный член Югославской академии наук и искусств (1919).
Дочери В. Буковца – Елица Буковац-Радосавлевич (1897–1967) и Иванка Буковац-Яворская (1899–1978) – учились у отца и стали профессиональными живописцами.