«Warcraft» (франшиза)
«Warcraft» (с англ. «военное ремесло»), серия видеоигр в жанре фэнтези, созданная компанией Blizzard Entertainment. Состоит из пяти основных игр, которые впоследствии породили множество других медиапродуктов, связанных с миром Warcraft, – от настольных игр до комиксов, книг и художественного фильма. События вселенной Warcraft разворачиваются на вымышленной планете Азерот и других связанных по сюжету планетах.
В первых играх основной сюжет построен вокруг противостояния двух рас – орков и людей. Орки представляют собой расу человекоподобных существ зелёного цвета, пришедших с планеты Дренор. Подпав под влияние демонической магии, они воспользовались межпространственным Тёмным порталом, чтобы переместиться в Азерот и попытаться его колонизировать. В дальнейшем, по сюжету 2-й игры, при разрушении портала родная планета орков погибла, после чего их мир стал называться Запредельем (Valentina Stella. 2020).
По мере развития франшизы во вселенную Warcraft были добавлены новые миры [Аргус (планеты расы Дренеев), Тёмные земли (потусторонний мир душ умерших)], а мир Азерота пополнился новыми локациями (континентами Калимдор, Нордскол, Пандария, Расколотые острова, Кул-Тирас и Зандалар) и проживающими на них новыми расами. Название «Warcraft» было предложено разработчиком компании Blizzard С. Дидье и выбрано потому, что, по словам соучредителя студии, А. Адама, «звучало суперкруто» (Menegus. 2019).
Игры
1-я игра о мире Warcraft под названием «Warcraft: Orcs & Humans» в жанре стратегии в реальном времени была выпущена в 1994 г. на ПК и в 1996 г. на macOS. Её сюжет строился вокруг противостояния двух фракций: Орды, объединяющей орков с планеты Дренор, и Альянса, в который входили люди с планеты Азерот. В последующих играх «Warcraft» эти события получили название «первая война». 2-й игрой в серии и прямым продолжением «Warcraft: Orcs & Humans» стала «Warcraft II: Tides of Darkness» (1995). Игра получила одно сюжетное дополнение («Warcraft II: Beyond the Dark Portal», 1996) и одно техническое («Warcraft II: Battle.net Edition», 1999). В «Warcraft II» была впервые реализована возможность совместной игры по сети Интернет, через систему Battle.net. В 2002 г. вышла 3-я часть игры – «Warcraft III: Reign of Chaos». Позднее, в 2003 г. она также получила дополнение «Warcraft III: The Frozen Throne», а в 2020 г. вышло официальное обновление «Warcraft III: Reforged», в котором были усовершенствованы анимация, модели персонажей и игровые диалоги (Andreadis. 2020).
В 2004 г. компания Blizzard выпустила игру в жанре массовой многопользовательской ролевой онлайн-игры (ММОРПГ) под названием «World of Warcraft». Игра распространялась в формате «buy-to-play» (B2P; англ. «купи, чтобы играть»), а также использовала механизм ежемесячной подписки, в которую входили постоянные обновления. Проект оказался крайне успешным среди игроков, и к октябрю 2010 г. число подписчиков достигло 12 млн (Reilly. 2012). По состоянию на 2023 г. игра имела 9 больших дополнений: «The Burning Crusade» (2007), «Wrath of the Lich King» (2008), «Cataclysm» (2010), «Mists of Pandaria» (2012), «Warlords of Draenor» (2014), «Legion» (2016), «Battle for Azeroth» (2018), «Shadowlands» (2020) и «Dragonflight» (2022). Каждое из дополнений имеет собственный сюжет, который расширяет историю мира Warcraft.
В 2013 г. студия Blizzard анонсировала цифровую карточную игру «Hearthstone: Heroes of Warcraft» (Sarkar. 2013). Название «Hearthstone» является отсылкой к камню возвращения в игре «World of Warcraft». Камень возвращения переносит игрока ММОРПГ в таверну, к которой он привязан, поэтому при входе в карточную игру игрока приветствует владелец таверны. После нескольких месяцев тестирования в 2014 г. игра была выпущена под названием «Hearthstone». «Hearthstone» представляет собой карточные сражения между двумя игроками, объединённые общей тематикой и героями с миром Warcraft. Позднее в неё были добавлены несколько игровых режимов, таких как «арена», «наёмники», «потасовка» и др. Также игра получила множество дополнений, которые добавляли новые карты и колоды, а также новый режим сражения с искусственным интеллектом.
С 2006 по 2013 гг. выпускалась коллекционная карточная игра «World of Warcraft Trading Card Game», по механике напоминающая игру «Magic: The Gathering» (1993), перенесённую во вселенную Warcraft. Издателем этого проекта выступила компания Upper Deck Entertainment. Франшиза «Warcraft» включает и другие настольные игры: стратегическую игру на основе «Warcraft III» «Warcraft: The Board Game» (2003), серию ролевых игр «Warcraft: The Roleplaying Game» (2003, 2005), «World of Warcraft: The Board Game» (2005), «World of Warcraft: The Adventure Game» (2008) и настольная игра с миниатюрными фигурами персонажей мира Warcraft «World of Warcraft Miniatures Game» (2008).
Печатная продукция и экранизация
В рамках франшизы «Warcraft» создано множество романов и рассказов, которые расширяют и дополняют мир Warcraft: «Warcraft: Месть орков» (2001), «Warcraft: Повелитель кланов» (2001), «Warcraft: Of Blood and Honor» (2001), «Warcraft: Последний Страж» (2001), «Warcraft: Трилогия: Война Древних» (2004–2005), «Warcraft: Трилогия Солнечного Колодца» (2005–2007), «World of Warcraft: Круг ненависти» (2006), «World of Warcraft: Рождение Орды» (2006), «World of Warcraft: Потоки Тьмы» (2007), «World of Warcraft: По ту сторону Тёмного Портала» (2008), «World of Warcraft: Ночь дракона» (2008), «World of Warcraft: Артас: Возвышение Короля-лича» (2009), «World of Warcraft: Ярость Бури» (2010), «World of Warcraft: Раскол. Прелюдия Катаклизма» (2010), «World of Warcraft: Тралл: Сумерки Аспектов» (2011), «World of Warcraft: Волчье сердце» (2011), «World of Warcraft: Джайна Праудмур: Приливы войны» (2012), «World of Warcraft: Вол’джин: Тени Орды» (2013), «World of Warcraft: Иллидан» (2016), «Варкрафт: Хроники. Энциклопедия» в 3 томах (2016–2018), «World of Warcraft: Перед бурей» (2018), «World of Warcraft: Восход теней» (2020), «World of Warcraft: Sylvanas» (с 2022).
Комиксы по миру Warcraft включают следующие серии: «World of Warcraft» (2007–2009), «World of Warcraft: Ashbringer» (2008–2009), мини-серия из 5 выпусков «World of Warcraft: Curse of the Worgen» (2011), «World of Warcraft: Pearl of Pandaria» (2012), «World of Warcraft: Dark Riders» (2013), «World of Warcraft: Bloodsworn» (2013), «World of Warcraft: Warlords of Draenor» (2014), мини-серия из трёх частей, выпущенная перед выходом одноимённого дополнения игре, «Warcraft: Bonds of Brotherhood» (2016) и «World of Warcraft: Legion» (2016), мини-серия из четырёх частей, выпущенная перед выходом одноимённого дополнения к игре.
Фильм по миру Warcraft был впервые анонсирован в 2006 г. как копродукция студии Legendary Pictures и разработчика игры – компании Blizzard. Режиссёром был назначен британец Д. Джонс, главные роли исполнили Т. Фиммел, П. Паттон, Б. Фостер, Д. Купер и др. В основу фильма легли события 1-й игры, которые были помещены в альтернативную вселенную. Премьера «Варкрафта» («Warcraft») состоялась в 2016 г. Фильм получил в целом негативные отзывы критиков, но собрал 439 млн долл. по всему миру (Warcraft). Из-за проблем с оценками фильма и общими сборами, задуманный Джонсом проект трилогии фильмов был отменён.