«World of Warcraft»
«World of Warсraft» (WoW), компьютерная массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра (ММОРПГ) в жанре фэнтези. Разработана студией Blizzard Entertainment и выпущена в 2004 г. Действие игры разворачивается в вымышленной вселенной серии игр «Warcraft». Игра имела феноменальный успех среди игроков, а её аудитория к октябрю 2010 г. достигла 12 млн подписчиков (Reilly. 2012).
Доступ к «World of Warсraft» обеспечивается на подписной основе в рамках месячного, трёхмесячного или полугодового тарифа, а также с использованием временных карт разного срока действия, которые можно приобрести в розничной торговле, или в виде жетона во внутриигровом магазине. Дополнения доступны как для скачивания онлайн, так и для офлайн-покупки. Любой пользователь может бесплатно получить пробную версию игры с определёнными ограничениями в сюжете и во взаимодействиях с миром. «World of Warсraft» имеет множество дополнений, каждое из которых расширяет вселенную «Warcraft» (Marloes Valentina Stella. 2020). Игроки могут не приобретать дополнения для постоянной игры, но в этом случае новые области и возможности, такие как повышение уровня, окажутся им недоступны.
«World of Warсraft» была впервые анонсирована компанией Blizzard на выставке European Computer Trade Show в 2001 г., однако сама игра после нескольких лет разработки была выпущена в 2004 г. О локализации игры для русскоязычной аудитории сообщалось в 2007 г. (World of Warсraft … 2007), а в 2008 г. началось альфа-тестирование русскоязычной версии. Игра обновляется еженедельно. Всего вышло девять дополнений: «The Burning Crusade» (январь 2007), «Wrath of the Lich King» (ноябрь 2008), «Cataclysm» (декабрь 2010), «Mists of Pandaria» (сентябрь 2012), «Warlords of Draenor» (ноябрь 2014), «Legion» (август 2016), «Battle for Azeroth» (август 2018), «Shadowlands» (ноябрь 2020) и «Dragonflight» (ноябрь 2022) (Gilliam. 2019; Egan. 2022).
Игровой процесс
Подобно другим ММОРПГ, игра позволяет пользователям создать персонажа и исследовать открытый мир с видом от третьего лица, изучая ландшафт Азерота и других планет, сражаясь с различными монстрами, выполняя задания и взаимодействуя с неигровыми персонажами или другими игроками. Игра поощряет совместные усилия пользователей по выполнению заданий, исследованию подземелий и участию в режиме «игрок против игрока» (PvP, от англ. player versus player), но предполагает и одиночное прохождение. Основное внимание в ней уделяется развитию персонажа: пользователи повышают его уровень и делают более сильным, зарабатывая очки внутриигрового опыта, а также используют внутриигровую валюту для покупки и продажи предметов, чтобы приобрести лучшее снаряжение.
При создании своего игрового персонажа игрок выбирает одну из двух фракций – Альянс или Орду, в каждую из которых входят по шесть отдельных рас. Альянс объединяет людей, дворфов, ночных эльфов, гномов, дренеев и воргенов, Орда – орков, нежить, тауренов, троллей, эльфов крови и гоблинов. Существуют союзные расы; например, у Альянса это эльфы бездны, а у Орды – вульперы. В игре также присутствует дополнительная нейтральная раса – пандарены, которые могут выбрать свою фракцию после ряда вступительных заданий. Персонажи игроков из двух фракций не могут общаться между собой. Каждый пользователь выбирает один из 12 классов: воины, паладины, рыцари смерти, охотники, шаманы, друиды, разбойники, монахи, охотники на демонов, жрецы, маги и чернокнижники. Эти классы могут быть ограничены по своей расе; например, дворфы не могут быть магами, а орки – друидами. Каждый класс имеет свой набор способностей, развивающихся по трём веткам специализаций – вариантов развития каждого класса. В зависимости от специализации классы обладают разными умениями, которые помогают им выбрать роль. Всего в игре существует три роли: танк, боец и лекарь (Newman. 2021).
По мере развития персонажи приобретают различные таланты и навыки, что требует от игрока дальнейшего определения способностей персонажа. Персонажи выбирают одно из двух основных занятий, которые могут состоять в производстве предметов (например, портняжное, кузнечное или ювелирное дело) или сборе ресурсов (например, сбор трав или горное дело). Персонажи могут изучать все три вторичных навыка: археологию, кулинарию и рыбалку. Кроме того, игра позволяет создавать гильдии и вступать в них.
Влияние
«World of Warсraft» во многом предопределила траекторию развития жанра ММОРПГ, повлияв на другие игры [например, «Star Wars: The Old Republic» (2011)] с точки зрения игровых механик и геймплея. Игра также обратила на себя внимание исследователей социальных наук (Bainbridge. 2012) и даже эпидемиологов, заинтересовавшихся таким событием игрового мира, как эпидемия чумы порченной крови (Elker. 2020).
«World of Warсraft» стала одной из самых известных многопользовательских видеоигр и нашла множество отражений и пародий в массовой культуре. Примером может служить эпизод «Занимайтесь любовью, а не Warcraft’ом» из сериала «Южный парк» («South Park», с 1997), удостоенный премии «Эмми» (Пи. 2016).