«Воццек». Краткое содержание оперы
«Воццек». Краткое содержание. «Воццек» (нем. «Wozzeck»), опера А. Берга в 3 действиях, 15 картинах. Либретто автора по незавершённой драме Г. Бюхнера «Войцек» («Woyzeck», 1836) в редакции К. Э. Францоза (1879), позднее переработанной П. Ландау (1909).
Действующие лица
Воццек | баритон |
Тамбурмажор | героический тенор |
Андрес | лирический тенор |
Капитан | тенор-буффо |
Доктор | бас-буффо |
1-й Подмастерье | низкий бас |
2-й Подмастерье | высокий баритон |
Дурачок | высокий тенор |
Мари | сопрано |
Маргрет | контральто |
Ребёнок Мари | разговорная роль, по возможности с пением |
Солдат | тенор |
Действие происходит в начале 19 в. в маленьком гарнизонном городе в Германии.
Первое действие
Первая картина. Комната Капитана. Денщик Воццек бреет Капитана. Капитан заводит разговор о времени и вечности, добродетели и морали, упрекает Воццека в том, что он – отец внебрачного ребёнка. Воццек, ссылаясь на Библию («пусть приходят ко мне дети»), в реплике «Мы бедный люд!» заявляет о том, что бедному человеку трудно быть добродетельным.
Вторая картина. Поле, вдали город. Под вечер. Воццек с сослуживцем Андресом срезают ветки. Герой во власти галлюцинаций, ему кажется, что земля трясётся у него под ногами. В ужасе он принимает последний луч заходящего солнца за пламя, которое поднимается к небу, ему слышится трубный глас. Внезапно наступает тишина, «как будто весь мир мёртв». Андрес бодрится, пытаясь перекричать товарища своей примитивной охотничьей песней.
Третья картина. Комната Мари, возлюбленной Воццека. Вечер. Мари с их общим Ребёнком на руках видит в окне, как мимо дома проходит военный оркестр во главе с Тамбурмажором. Он приветствует Мари, она радостно машет ему рукой. Заметив это, соседка Маргрет язвительно насмехается над «мужней девицей». Мари в бешенстве захлопывает окно. Она поёт колыбельную Ребёнку, «бедному девкину сыну», и погружается в раздумье. Появляется Воццек. Он должен идти в казарму и спешит рассказать Мари о зловещем видении на небе, которое истолковывает как предзнаменование грозящих бедствий. В смятении Воццек уходит, даже не взглянув на Ребёнка. Мари в безысходности и отчаянии бросается к двери.
Четвёртая картина. Кабинет Доктора, после полудня. Солнечно. Ради небольшого дополнительного заработка Воццек в качестве пациента участвует в экспериментах Доктора, который одержим манией величия и надеется совершить научное открытие. Воццек должен соблюдать предписанную ему диету, за что ежедневно получает три гроша. Во время визита к Доктору Воццек заговаривает о своей навязчивой идее, которую тот истолковывает как аберрацию сознания, обещая Воццеку прибавку к жалованью.
Пятая картина. Переулок у дверей дома Мари. Сумерки. Появляется Тамбурмажор. Мари с восхищением рассматривает статного мужчину, но и он считает её соблазнительной. После недолгой борьбы она бросается в его объятья и исчезает вместе с ним в дверях дома.
Второе действие
Первая картина. Комната Мари перед полуднем. Солнечно. Мари перед зеркалом любуется новыми серёжками. Ребёнок сидит у неё на коленях, она велит ему спать. Незаметно входит Воццек. Мари в спешке срывает серёжки, но Воццек их уже заметил. Она уверяет его, что нашла их, подозрения Воццека возмущают её. Чтобы успокоить Мари, Воццек торопится передать деньги от Капитана и Доктора, затем вновь уходит. Мари расстраивается.
Вторая картина. Городская улица. День. Капитан и Доктор встречаются на улице. Доктор забавляется, пугая Капитана смертельной болезнью. Мимо проходит вечно спешащий Воццек. По требованию Доктора он останавливается. Доктор и Капитан насмехаются над ним, спрашивая, не находил ли он в похлёбке чужой волос, и намекают на то, что Мари изменила ему. Доведённый до отчаяния, Воццек бросается прочь.
Третья картина. Переулок у дверей дома Мари. Пасмурный день. Воццек подходит к Мари, стоящей у дома. В нарастающем возбуждении он требует от неё признания в неверности. Он пытается ударить её, но она бросает ему в лицо: «Трогать не смей! Лучше ножом мне в бок пырни…» Воццек в ужасе уходит.
Четвёртая картина. Поздний вечер. В саду при трактире, где веселятся парни, солдаты и служанки, Воццек видит Мари, танцующую с Тамбурмажором. Воццек сидит в стороне и не принимает участия в веселье. Приходит Дурачок, он говорит, что чует кровь. У Воццека становится красно перед глазами.
Пятая картина. Караульное помещение в казарме. Ночь. Воццек лежит на нарах, но не может заснуть. Входит Тамбурмажор, он пьян. Тамбурмажор предлагает выпить и Воццеку, отказ вызывает у него агрессию. Начинается драка, Тамбурмажор одерживает верх и уходит. Воццек сидит, глядя перед собой. Солдаты вновь засыпают.
Третье действие
Первая картина. Комната Мари. Ночь, свет свечи. Мари читает Библию. Она раскаивается и ищет утешения в притче о женщине, которая жила в прелюбодеянии, но Иисус не проклял её, велев не грешить более. Затем она поёт сыну печальную песню о бедном ребёнке, у которого не было ни отца, ни матери. Подобно грешнице Магдалине, она молит о прощении.
Вторая картина. Лесная дорога у пруда. Темнеет. Мари идёт с Воццеком к пруду по лесной дороге. Ей страшно, она хочет вернуться в город, но Воццек не пускает её. Мари дрожит, Воццек шепчет про себя, что на рассвете она больше не будет мерзнуть. После долгого молчания Воццек вынимает нож, в это время всходит луна. Воццек всаживает нож в горло Мари и бесшумно убегает.
Третья картина. Кабак. Ночь, слабый свет. Воццек хочет забыться. Он поёт, танцует с Маргрет, буянит. Внезапно Маргрет обнаруживает кровь на его руке. В возбуждении он устремляется прочь.
Четвёртая картина. Лесная дорога у пруда. Лунная ночь (как раньше). У тела Мари Воццек ищет нож, который может его выдать. Наконец, он находит его и бросает в воду. Воццек заходит в пруд. Он пытается обмыться, но вода кажется ему кровью. Он идёт дальше, пока не погружается в воду с головой.
Доктор и Капитан идут мимо пруда. Им будто слышится, что кто-то тонет, но затем всё стихает. Капитан в спешке уводит Доктора.
Пятая картина. У дверей дома Мари. Ясное, солнечное утро. Играют дети, среди них Ребёнок Мари. Другие дети в возбуждении пробегают мимо играющих и зовут их посмотреть на Мари, которая лежит у пруда. Один из детей говорит Ребёнку: «Твоя мать умерла», но он не реагирует, продолжая мирно играть со своей лошадкой. В конце концов с криком «гоп-гоп» Ребёнок устремляется вслед за детьми.