Мостик (инструментоведение)
Мо́стик, 1) (англ. bridge, нем. Steg, итал. ponticello, исп. puente), деталь конструкции струнных смычковых и щипковых (лютневидных и цитровидных) инструментов. Служит опорой для струн, обеспечивая им нужную высоту расположения, расстояние между ними, ограничивает рабочую часть струн (мензуру). Устанавливается на верхней деке или лицевой стороне корпуса инструмента, может быть подвижен или жёстко закреплён. Мостик смычковых инструментов в русской традиции принято называть подставкой. На инструментах скрипичного и виольного семейств такая подставка прижата к верхней деке силой натяжения струн. У некоторых смычковых (например, у скрипки) подставка имеет переменный радиус скругления, задающий соотношение высоты струн определённым образом, необходимым для удобства ведения смычка. Регулировка мензуры осуществляется коррекцией расположения подставки; точность установки подставки – один из факторов, обеспечивающих чистоту тона инструмента. Подвижные мостики-подставки, фиксируемые таким же образом (прижатие силой натяжения струн), встречаются и на некоторых цитровидных инструментах, например на японском кото и китайском чжэне.
На щипковых инструментах лютневого типа на протяжении истории применялись самые разные конструкции мостика и варьировался функционал. Широко распространённый вариант (в том числе у гитар) – комбинация снабжённого порожком мостика со струнодержателем, приклеенного к верхней деке и часто дополнительно закреплённого штифтами. Такой тип мостика иногда называют натяжным (англ. tension bridge). Наиболее простые варианты такого решения могли и не иметь порожка, в таком случае высота расположения струн задавалась собственно мостиком, иногда специальным выступом на нём. Несмотря на кажущуюся простоту, такой вариант отмечается и на инструментах усложнённой конструкции. Кроме того, подобный мостик (без порожка или выступа, его заменяющего) мог быть усилен вставками или накладками из кости или твёрдой древесины, что делалось не только в декоративных целях, но и для снижения износа и деформации от натянутых струн.
Более сложные конструкции мостиков обладают бо́льшими возможностями: это регулировка мостика или его части по вертикали, встроенные индивидуальные подвижные порожки-сёдла для каждой струны. В некоторых случаях в мостик интегрирован механизм оперативной точной настройки, например на некоторых электрогитарах.
Обычно мостик располагается перпендикулярно грифу, однако есть исключения. Некоторые мостики устанавливаются с небольшим отклонением, на чуть большем расстоянии до грифа со стороны басовых струн. Иногда порожек установлен на мостик не строго параллельно ему, а слегка наклонно – в той мере, в которой это помогает компенсировать разность толщин струн, осуществлять тонкую настройку инструмента и добиваться более сбалансированного звучания. Тот же принцип реализуется и в мостиках с индивидуальными подвижными порожками-сёдлами под каждую струну, например в электрогитарных мостиках типа тюноматик (англ. tune-o-matic). Осуществляемая регулировка тем не менее находится в рамках расчётной мензуры конкретного типа инструмента. Другой вариант, более редкий и принципиально отличный от первого, – расположение мостика с существенным отклонением от угла 90 градусов по отношению к грифу на инструментах с переменной мензурой. Яркими примерами служат некоторые инструменты эпохи Возрождения, а также некоторые современные электрогитары и бас-гитары.
Многообразие мостиков обусловило и разнообразие материалов, используемых в них. Это различные сорта древесины – чёрное дерево, палисандр, клён и др., а также кость, некоторые сплавы, сталь, полимеры. В мостиках сложных конструкций применяются одновременно несколько видов материалов, в декоративных элементах мостиков используются кость и перламутр.
2) В отечественной практике игры на скрипке и альте мостиком называют плечевой упор (англ. shoulder rest) в виде слегка изогнутой пластины с регулируемыми креплениями, охватывающими нижнюю часть инструмента за края нижней деки. Это устройство, обеспечивающее удобное положение инструмента при игре, вошло в широкий обиход в разных странах в последние десятилетия 20 в., заменив собой подушку. Изготавливается из древесины, лёгких сплавов и полимеров, в частности углеродного волокна. Детали креплений могут быть стальными; части, непосредственно контактирующие с инструментом, покрыты эластичными материалами, не вызывающими химической реакции с лаковым покрытием инструмента, например некоторыми резинами. Существует множество модификаций, призванных максимально снизить воздействие на резонансные характеристики инструмента и одновременно повысить его эргономичность. Среди актуальных преимуществ некоторых моделей: возможность корректировать изгиб пластины, анатомически повторяя форму плеча исполнителя; минимальное количество демпфирующих материалов; малый вес (у некоторых вариантов он может составлять всего около 30 граммов). В аутентичном исполнительстве мостик-упор не применяется.