Баритон (струнный инструмент)
Барито́н (от греч. βαρύς – тяжёлый, низкий – и тон; нем. Baryton, Bariton), струнный смычковый инструмент.
Разновидность басовой виолы да гамба. Был распространён в странах Европы (главным образом в Германии и Австрии) в 17 – начале 19 вв. как инструмент для любительского музицирования. Впервые упоминается в трактате М. Мерсенна «Cogitata physico mathematica» («Физико-математические размышления», 1644), где назван изобретением английского мастера Д. Фарранта.
Помимо 6–7 основных жильных струн, натянутых над грифом обычным образом и приводимых в звучание смычком, баритон имеет 9–27 дополнительных металлических струн, приспособленных для защипывания большим пальцем левой руки. Главная функция дополнительных струн – сопровождение верхнего голоса, играемого смычком; также они выступают в качестве симпатических – обогащающих резонанс. Основные струны чаще всего настраивались как на басовой виоле (D – G – c – e – a – d1) или на лютне (A – d – f – a – d1 – f1), однако бывали и другие способы настройки; дополнительные – в виде диатонической, а иногда даже хроматической гаммы. Игра с одновременным использованием обоих рядов струн считалась признаком виртуозности и на практике применялась редко. В 17 в. встречались баритоны с третьим рядом струн (жильных), которые натягивались справа от верхней основной струны и предназначались для защипывания мизинцем. Для баритонов 17 в. характерны навязные лады, которые исчезают к 18 в.
Для записи музыки для баритона в 17 в. использовалась французская лютневая цифровая табулатура, с 18 в. – пятилинейная нотация.
Наибольший интерес представляют сочинения для баритона Й. Гайдна (многочисленные сонаты, ансамбли, дивертисменты), написанные для князя М. Эстерхази, который играл на этом инструменте. Сохранилось имя исполнителя-виртуоза Андреаса Лидла (около 1740 – около 1789), состоявшего на службе у Эстерхази в 1769–1774 гг.
В 19 в. значение инструмента снижается; последняя попытка возрождения интереса к нему – парижские концерты французского баритониста и виолончелиста Феликса Батаншона (1814–1893) в 1840-х гг. В 20 в. редкие обращения к баритону связаны с аутентичным исполнительством.