Розетка (инструментоведение)
Розе́тка (франц. rosace, rosette; итал. rosa; нем. Rose; англ. rose; исп. roseta), резонаторное отверстие круглой или овальной формы c декоративной отделкой, расположенное в верхней деке струнных щипковых музыкальных инструментов, а также клавесина и его разновидностей.
Самое распространённое количество розеток – одна или три, реже – две, размер и расположение их варьировали.
Традиция богатого оформления розеток музыкальных инструментов в Европе восходит к арабскому уду – предшественнику западноевропейской лютни. Широкое распространение эта традиция получила в эпоху Возрождения, существенно развилась и усложнилась во времена барокко; основные мотивы орнаментов – геометрические и растительные.
В 15 в. ближайшую к шейке розетку на лютне часто изготавливали в виде стрельчатого окошка. Две из трёх розеток старейшего сохранившегося клавицитерия (около 1480, музей Королевского музыкального колледжа, Лондон) выполнены в той же манере. В трактате Арно из Зволле, где впервые подробно описывается конструкция лютни (около 1445), резонаторное отверстие обозначено термином fenestrum (от лат. fenestra – окно). Термин «розетка» в Европе вошёл в обиход позднее – к тому времени форма резонаторных отверстий в виде стрельчатых окошек вышла из употребления.
Известный пример изображения инструмента с одной круглой розеткой – лютня в руках музицирующего ангела на картине В. Карпаччо «Сретение» (1510, Галерея Академии, Венеция). На арабском уде, на некоторых цистрах немецких и скандинавских мастеров середины 17 – 1-й половины 18 вв. крупная розетка находится в центре деки, две поменьше – по бокам от мостика. Нередко встречаются три близко расположенные розетки в центральной части деки, обычно они одинакового (или примерно одинакового) размера. Многие документальные и иконографические источники свидетельствуют о присутствии на лютнях до 16 в. двух розеток – крупной, богато украшенной, ближе к центру деки, и второй, существенно меньшей, у самой шейки (лютня в руках у дамы на фреске Ф. дель Коссы «Май» в Палаццо Скифаноя, Феррара, не позднее 1470). На некоторых сохранившихся образцах теорб начала 17 в. присутствуют две розетки с иным расположением – меньшая находится ближе к мостику под басовыми струнами (Schlegel. 2006. P. 28–29).
Изредка розетка как декоративный элемент встречается на смычковых инструментах (наряду с эфами), таких как виола да гамба, виоль д'амур. Располагается в верхней части корпуса под краем грифа (в ряде случаев гриф имеет фигурный срез или прорези, позволяющие видеть розетку).
Основные варианты оформления розетки на инструментах Возрождения и барокко: сквозная резьба в верхней деке; резная вставка из древесины и/или пергамента. Наиболее сложные варианты представляют собой многослойные ажурные конструкции. При этом резонаторное отверстие (со вставкой или без неё) чаще всего окаймлялось резьбой и/или инкрустацией ценными породами древесины, слоновой кости, перламутра. Иногда инкрустировалась и вставка.
К концу 18 в. обе эти технологии (сквозная резьба в деке и розетка-вставка) стали выходить из употребления при изготовлении мандолин и гитар. Оформление резонаторного отверстия в основном ограничивалось резьбой или инкрустацией вокруг него. Такая практика остаётся в ходу до 21 в., хотя название «розетка» по отношению к минимизированному варианту отделки сохранилось.
В то же время на некоторых других инструментах, в том числе цистрах и клавесинах, примерно со 2-й трети 18 в. розетка приобрела новые особенности. Её стали изготавливать из металлов и сплавов методом литья, иногда с золочением. В результате наряду с орнаментом на розетках чаще стали появляться античные, библейские и аллегорические сцены, геральдика, инициалы мастера или заказчика, название мастерской. В розетках английских гитар с клавишным механизмом, расположенным внутри корпуса, делались отверстия под молоточки, посредством которых осуществлялось звукоизвлечение. Иногда в розетке выполнялся второй ряд отверстий – под демпферы.
Сквозную резьбу в деке выполнял тот же мастер, который делал инструмент в целом. Для изготовления розеток иного типа могли привлекаться отдельные специалисты: тождественность многих розеток-вставок говорит о практике их обособленного изготовления и поставок в разные мастерские. В 18 в. это явление стало ещё более распространённым: сходные либо идентичные литые розетки начали часто встречаться на клавесинах и английских гитарах.
Исследования исторических образцов розеток, традиций их выполнения и декорирования нашли применение в работах мастеров конца 20 – начала 21 вв. при изготовлении копий и реплик ренессансных и барочных инструментов, востребованных в практике аутентичного исполнительства.