Белл-Ланкастерская система
Белл-Ланка́стерская систе́ма взаимного обучения, система организации и методов обучения в начальной школе, при которой старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися. Была предложена независимо друг от друга английскими педагогами – священником Англиканской церкви Э. Беллом (1753–1832) и Дж. Ланкастером – как быстрый и дешёвый способ массового обучения грамоте. Первоначально применялась в Индии (1791, Белл), затем в Великобритании (1801, Ланкастер). В начале 19 в. получила распространение во Франции, США, Дании и других странах.
В России Белл-Ланкастерская система привлекала внимание правительства как дешёвый способ устройства начальных училищ. Одним из первых учебных заведений, применивших новую систему обучения (1810), была Омская школа кантонистов. К 1815–1817 гг. относятся первые попытки организации школ по Белл-Ланкастерской системе в оккупационном корпусе русской армии во Франции (один из организаторов – будущий декабрист М. Ф. Орлов). В 1817–1819 гг. школы взаимного обучения возникли в некоторых воинских частях и в имениях либерально настроенных помещиков. Одной из первых была открыта школа для крестьян в имении графа Н. П. Румянцева в Гомеле, в 1817 г. пригласившего английского педагога, знатока Белл-Ланкастерской системы, Я. И. Герда (1799/1800–1875). В августе 1818 г. членами Союза благоденствия Ф. Н. Глинкой, Ф. П. Толстым, В. К. Кюхельбекером и др. организовано «Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения» (устав утверждён 14 января 1819). В 1819 г. общество открыло Санкт-Петербургское училище взаимного обучения и участвовало в организации подобных училищ в других городах (наиболее известны школы Орлова в Киеве и В. Ф. Раевского в Кишинёве). В противовес «Вольному обществу…» была создана правительственная система ланкастерских училищ. В 1820 г. в Министерстве народного просвещения при Главном правлении училищ образован Комитет для устройства и наблюдения за училищами взаимного обучения во главе с М. Л. Магницким, Д. П. Руничем и И. И. Мартыновым. Педагогов в 1819–1822 гг. готовил Учительский университет взаимного обучения при Санкт-Петербургском университете.
Подозрения властей в антиправительственном направлении школ взаимного обучения, а также недостаток средств на их содержание явились причиной упадка Белл-Ланкастерской системы в России. В 1825 г. прекратило деятельность «Вольное общество…», в 1831 г. закрыт министерский комитет. Немногие ланкастерские школы просуществовали до 1860-х гг. В 1840–50-х гг. к Белл-Ланкастерской системе обратились ссыльные декабристы, создававшие школы в Сибири. Наиболее известны мужские и женские училища И. Д. Якушкина в Ялуторовске, в которых успешно сочетались классно-урочная система и взаимное обучение.