Комов Олег Константинович
Ко́мов Оле́г Константи́нович (16.7.1932, Москва – 3.9.1994, там же), российский скульптор, заслуженный художник РСФСР (1970), член-корреспондент (1975/1976) и действительный член (1988) Академии художеств СССР, народный художник РСФСР (1976), народный художник СССР (1987).
Отец Константин Ильич Комов – строитель. Дед Илья Тимофеевич Комов – староста храма Святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине в Столешниковом переулке в Москве. Дед по материнской линии Алексей Матвеевич Громов (1888–1937) – писатель и график; в 1937 г. обвинён в «контрреволюционной агитации фашистского характера» и расстрелян.
О. К. Комов рисовал с ранних лет и мечтал стать живописцем, но из-за проблем со зрением (дальтонизм) решил заняться скульптурой. В 1948–1953 гг. студент Московского областного художественного педагогического училища изобразительных искусств памяти восстания 1905 года (ныне Московское академическое художественное училище), где учился у А. А. Древина. Во время учёбы и до конца 1960-х гг. работал ассистентом у скульптора и антрополога М. М. Герасимова. В 1953 г. поступил в Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова (МГАХИ), где учился у Д. П. Шварца и Н. В. Томского. Защитил дипломную работу «Юность» (1959).
С 1957 г. участвовал в выставках. В конце 1950-х – 1960-х гг. работал преимущественно в станковой скульптуре, создавая жанровые композиции и портреты («Стекло», 1958, бронза; «Мальчик с собакой», 1964–1965, кованая медь; «Вечер в алтайском селе», 1963, бронза, дерево; «Скульптор Ю. Л. Чернов с дочерью», 1966, бронза; все – Третьяковская галерея). В этих произведениях он искал новые решения в русле условно реалистического подхода: жизнь простого человека вне идеологического пафоса официальной эстетики. Жанровая пластика Комова перекликается с живописью сурового стиля периода «оттепели».
В начале 1970-х гг. обратился к монументальной скульптуре. Автор более 30 памятников деятелям истории и культуры в Москве и других городах СССР и зарубежья, для которых характерна лаконичность в трактовке объёма, мягкость силуэта, а также своеобразная камерность, стремление приблизить художественный образ к человеку, внимание к выбору деталей, историческому костюму. В советском искусстве такой подход близок к школе А. Т. Матвеева, в более широком контексте – к произведениям европейской фигуративной пластики 2-й половины 20 в. (И. Варга, Ф. Кремер, Дж. Манцу).
Прежде всего известен как автор пушкинианы, начиная с памятника поэту в селе Долна Страшенского района в Молдавии (1972) и заканчивая бюстом в Куопио в Финляндии (1986). Статуи А. С. Пушкина работы Комова также находятся в Твери («Белые ночи», 1974), селе Большое Болдино в Нижегородской области (1979), Мадриде (1981; авторская копия скульптуры в селе Долна). К монументальной пушкиниане относятся и крупноформатные композиции жанрового характера: «А. С. Пушкин с няней Ариной Родионовной» в Пскове (1983), «А. С. Пушкин и Н. Н. Гончарова» (1991). Последняя предназначалась для усадьбы Полотняный Завод (с 1999 музей-усадьба) в Калужской области, но так и не была установлена. Среди станковой пластики – «А. С. Пушкин и Н. Н. Гончарова» (1972, бронза, Государственный музей А. С. Пушкина, Москва).
Стилистически близки пушкиниане памятники другим известным деятелям культуры: И. Е. Репину на академической даче под Вышним Волочком в Тверской области (1973) и авторская копия этой скульптуры в Киеве (1984), М. Е. Салтыкову-Щедрину в Твери (1976), А. Г. Венецианову в Вышнем Волочке (1980), М. Ю. Лермонтову в г. Лермонтов в Ставропольском крае (1981), на территории музея-заповедника «Тарханы» в селе Лермонтово Пензенской области и её авторская копия в Парке искусств «Музеон» в Москве (обе – 1985), К. Э. Циолковскому в Рязани (1983), Андрею Рублёву в сквере у Спасо-Андроникова монастыря в Москве (1985), П. И. Чайковскому в Воткинске (1990), А. А. Блоку в Москве (1993).
Среди памятников историческим деятелям выделяются скульптуры Дмитрия Донского на Куликовом поле в Тульской области (1980, установлен в 2000), А. В. Суворова (1982) и И. Ганди (1987) в Москве, Кузьмы Минина в Нижнем Новгороде (1989), Ярослава Мудрого в Ярославле (1993). В последнем произведении, изображённом впоследствии на тысячерублёвой купюре Центробанка РФ (1997), отразился опыт работы Комова с М. М. Герасимовым по антропологической реконструкции облика древнерусских правителей.
В 1989 г. стал автором одного из наиболее оригинальных памятников В. И. Ленину – скульптуры «В. И. Ленин и Н. К. Крупская» в Москве. Как и более ранняя работа «Космос. Ю. А. Гагарин и С. П. Королёв» в Таганроге (1975, установлена в 2002), это произведение приближается по масштабу и стилистике к «городской скульптуре» с низким постаментом и включением в композицию малой архитектурной формы – скамьи.
Проявил себя и как мастер мемориальной пластики – надгробий. Среди них – памятники на Новодевичьем кладбище в Москве: генерал-лейтенанту авиации Ф. Ф. Жеребченко (1966), академику А. А. Расплетину (1970), Герою Советского Союза З. А. Космодемьянской (1987).
Многие работы созданы Комовым в соавторстве с супругой, архитектором Ниной Ивановной Комовой (урождённая Гришина; 1938–2022). Сыновья: Илья Олегович Комов (род. 1965) – живописец, член-корреспондент Российской академии художеств; Алексей Олегович Комов (род. 1975) – архитектор.
С 1992 г. О. К. Комов – профессор кафедры скульптуры в МГАХИ.
Член Союза художников СССР (1959; член правления с 1968), член комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР в области литературы, искусства и архитектуры при Совете Министров СССР (1977), член Президиума Академии художеств СССР и Российской академии художеств (РАХ) (1988–1993), советник РАХ (1993–1994).
Серебряная медаль Академии художеств СССР (1967), Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина за скульптурные работы, посвящённые А. С. Пушкину (1976), Государственная премия СССР за памятник А. Г. Венецианову в Вышнем Волочке (1981), премия Джавахарлала Неру (1988, Индия), орден Дружбы народов за заслуги в развитии монументальной скульптуры и плодотворную педагогическую деятельность (1992).
После смерти Комова были установлены монументальные произведения по его скульптурным и графическим эскизам, некоторые из которых дорабатывал его ученик, народный художник РФ А. Н. Ковальчук. Среди них – памятники «Погибшим в Зимней войне» в Суомуссалми в Финляндии (1994), Андрею Рублёву во Владимире (1995), Петру I в Азове (1996, совместно с А. Н. Ковальчуком), С. В. Рахманинову в Москве (1999, совместно с А. Н. Ковальчуком).