Веб-пуш-уведомления
Веб-пуш-уведомле́ния (англ. web push notifications; web push-уведомления, web push уведомления, web-push-уведомления), короткое интерактивное сообщение, отправляемое пользователю через настольную или мобильную версию сайта при открытии браузера с доступом в Интернет. Пользователь может согласиться или отказаться получать такие сообщения без заполнения личных данных при первом посещении сайта или в любой момент позже, в настройках браузера. Используются в качестве инструмента веб-пуш-маркетинга, который, в свою очередь, является одной из форм прямого маркетинга.
Цели использования веб-пуш-уведомлений
Веб-пуш-уведомления могут использоваться любыми компаниями или частными лицами, имеющими сайт, в качестве прямого канала коммуникации с подписчиками, но чаще всего применяются в электронной коммерции для повышения числа повторных посещений ресурса, удержания пользователей и увеличения конверсии.
В любой сфере бизнеса, планируя запуск веб-пуш-уведомлений, необходимо следующее:
1) определить цель запуска веб-пуш-уведомлений в контексте реализации маркетинговой стратегии;
2) сегментировать потребителей для отправки персонализированных и релевантных уведомлений – на основе изучения доступной информации о пользователе;
3) выявить триггер (содержательный элемент сообщения, привлекающий внимание, вызывающий интерес, эмоции) для соответствующей целевой аудитории;
4) подготовить визуальный контент, привлекательный для целевой аудитории;
5) создать чёткие и лаконичные тексты уведомлений;
6) точно рассчитать время, частоту и продолжительность показа уведомлений.
Главная цель, преследуемая маркетологами при использования веб-пуш-уведомлений, заключается в том, чтобы побудить пользователя к желаемому действию на соответствующем этапе воронки продаж. Выделяют следующие типы уведомлений:
1) информационное сообщение: новости, объявления об акциях, скидках, о смене статуса заказа и т. п.;
2) напоминание о незаконченных действиях пользователя на сайте;
3) призывы к действию (CTA – от англ. call to action): положить в корзину, оплатить покупку, оформить подписку и т. д.;
4) проверка подлинности данных о пользователе с помощью одноразовых кодов доступа для входа в личный кабинет;
5) получение обратной связи: отзыв, оценка товара, сайта и др.
Структурные элементы веб-пуш-уведомлений
Структура и дизайн веб-пуш-уведомлений могут несколько различаться в разных операционных системах и браузерах. В общем случае веб-пуш-уведомление содержит следующие элементы:
1) фавикон [от англ. favicon (favorite icon) – иконка] – небольшая картинка внутри уведомления; отображает, как правило, логотип компании, пославшей сообщение;
2) заголовок – выделяющаяся первая текстовая строка сообщения, привлекающая внимание пользователя;
3) описание – следующий за заголовком основной подробный текст сообщения;
4) ссылка – URL (англ. uniform resource locator – унифицированный указатель ресурса) страницы, на который перейдёт подписавшийся пользователь при клике на сообщение;
5) иллюстрация, дополняющая сообщение;
6) кнопка действия (СТА), к этому же элементу можно отнести ссылку для перехода, например, на страницу акции, бизнес-аккаунт в социальной сети или мессенджере.
Показатели эффективности стратегии веб-пуш-уведомлений
Эффективность стратегии веб-пуш-уведомлений оценивают с помощью следующих основных показателей:
1) показатель подписок (англ. opt-in rate) – процент уникальных пользователей на сайте, согласившихся на получение рассылок;
2) показатель кликабельности (англ. click-through rate) – доля подписчиков, которые нажимают на уведомление, в общем количестве подписчиков, которым оно было направлено;
3) время, проведённое на странице (англ. time spent on a page) – количество времени, которое подписчики проводят на странице после нажатия на уведомление (показатель соответствия информации в уведомлении ожиданиям пользователей);
4) коэффициент отказа (отписок; англ. opt-out rate) – доля пользователей, отказавшихся получать веб-push-уведомления с сайта;
5) коэффициент конверсии (англ. conversion rate) – отношение числа пользователей, выполнивших какие-либо целевые действия (завершённые покупки, подписка, регистрация или другой тип взаимодействия), к общему числу пользователей.
Преимущества и недостатки веб-пуш-уведомлений
Среди преимуществ веб-пуш-уведомлений перед другими формами прямого маркетинга следует отметить:
1) возможность мгновенно согласиться получать рассылки простым нажатием на кнопку без необходимости ввода дополнительной информации, что снижает барьер для оформления подписки;
2) низкий процент отказа от получения уведомлений;
3) высокую видимость уведомлений благодаря демонстрации сообщения поверх всех окон;
4) возможность коммуницировать с пользователем в режиме реального времени;
5) возможность коммуницировать с неактивными подписчиками, находящимися в сети Интернет (подписчик получает сообщения независимо от того, открыта ли у него страница сайта или нет);
6) демонстрацию уведомлений только заинтересованным пользователям, согласившимся на получение оповещений;
7) относительно невысокую стоимость.
В то же время веб-пуш-уведомления имеют ряд недостатков по сравнению с инструментами других форм прямого маркетинга (имейл- и SMS-рассылки, рассылки в мессенджерах). К таким недостаткам относятся:
время показа уведомления является довольно коротким (от нескольких секунд до пары минут), после которого это уведомление исчезает и часто не сохраняется;
демонстрация веб-пуш-уведомлений осуществляется только при открытом браузере с доступом к Интернету;
подписчик перестаёт получать уведомления, если длительное время не посещал сайт или после изменения настроек браузера, восстановления по умолчанию значений параметров, в том числе после удаления истории просмотров и файлов куки.
Веб-пуш-уведомления – один из эффективных инструментов интернет-маркетинга с высокой кликабельностью и удобной персонализацией, позволяющий быстро собрать базу подписчиков и направить уведомление в режиме реального времени. Самое главное – сделать уведомления полезными и релевантными для целевой аудитории, чтобы снизить процент отписок и увеличить лояльность к бренду компании.