«Павана на смерть инфанты»
«Пава́на на смерть инфа́нты» (франц. «Pavane pour une infante défunte»), популярная пьеса М. Равеля. Написана для фортепиано в 1899 г. В это время Равель учился в Парижской консерватории у Г. Форе, который также обращался к жанру паваны в 1887 г. Став учеником Форе, Равель начал участвовать в музыкальных вечерах княгини де Полиньяк, одной из известных парижских покровительниц искусств. Ей и была посвящена пьеса.
В 16–17 вв. паваны могли использоваться в качестве музыки для траурных шествий, и ряд образцов написан по случаю кончины знатных особ, как, например, паваны У. Бёрда и О. Гиббонса из сборника «Партения» (1612–1613), посвящённые памяти графа Солсбери. Однако, по словам самого М. Равеля, его павана не содержит отсылок к конкретным историческим личностям и даже не является траурной музыкой, а лишь навеяна фантазией о старинном испанском танце, который могла бы танцевать инфанта, изображённая Д. Веласкесом (вероятно, имелась в виду картина «Менины» или один из портретов инфанты Маргариты). Кроме того, Равелю просто нравилось, как название его пьесы звучит на французском языке.
«Павана на смерть инфанты» – одно из произведений М. Равеля, отражающих его интерес к старинной музыке; в их числе: «Старинный менуэт» для фортепиано (1895), менуэт во II части Сонатины для фортепиано (1905), павана из цикла детских пьес «Моя Матушка-гусыня» (1910 – фортепианная версия, 1911 – оркестровая версия), фортепианная сюита «Гробница Куперена» (1917). В этом Равель был предвестником неоклассицизма. Гармония пьесы подчёркнуто диатонична (диатоника трактуется как элемент стилизации «под старину»). Помимо опоры на традиции французских клавесинистов 17 в., сам Равель признавал влияние на музыку паваны стиля Э. Шабрие.
Пьеса была впервые издана в Париже в 1900 г., однако широкую известность получила после исполнения в апреле 1902 г. Р. Виньесом. В 1910 г. М. Равель также создал её версию для малого симфонического оркестра, включающего две натуральные валторны in G (устаревший к тому времени музыкальный инструмент), которым и поручена основная мелодическая линия. Премьера состоялась в Манчестере (Англия) под управлением Г. Вуда в феврале 1911 г.
Сохранилась запись авторского исполнения пьесы, сделанная в 1922 г. для пианолы. Несмотря на техническую простоту сочинения, оно вошло в репертуар лучших пианистов мира, таких как Э. Г. Гилельс, В. Клиберн, В. Д. Ашкенази и др. Оркестровые аудиозаписи «Паваны» сделали многие знаменитые дирижёры, в том числе Г. фон Караян, К. Аббадо, Одзава Сэйдзи.