Вагнер Петер
Ва́гнер Пе́тер (Peter Wagner) (18.9.1956, Лютенбург, земля Шлезвиг-Гольштейн, ФРГ), немецкий социальный теоретик, внёсший значительный вклад в развитие сравнительно-исторической социологии обществ модерна. Обучался в Университете Гамбурга и Свободном университете Берлина. Преподавал в Уорикском университете, Европейском университетском институте во Флоренции, Университете Тренто, Университете Барселоны. Руководил рядом исследовательских проектов, посвящённых изучению многообразия форм модерна в странах БРИКС и глобального Юга.
В 1989 г. защитил в Свободном университете Берлина первую докторскую диссертацию «Социальные науки и государство: Франция, Италия и Германия в 1870–1980 гг.» (Wagner. 1990). В дальнейшем стремился связать анализ интерпретативных трансформаций модерна с институциональными трансформациями. В своей работе «Социология модерна: свобода и дисциплина» (Wagner. 1994) сосредоточил внимание на социальных изменениях в странах Западной Европы на протяжении 19–20 вв. Одним из источников предложенного им анализа европейского модерна послужила теория структурации Э. Гидденса. Вагнер характеризовал модерн как одновременно нормативный проект и новое состояние общества. В своём исследовании он сформулировал идею последовательности модернов (successive modernities). Согласно Вагнеру, возникшую в 19 в. версию либерального модерна в 1-й половине 20 в. сменила система «организованного модерна», которая просуществовала до своего кризиса, начавшегося в 1970-е гг. В дальнейшем ей на смену пришла «расширенная» версия либерального модерна.
Вагнер утверждает, что в дискуссиях 2000-х гг. об источниках множественной современности (multiple modernities) основной акцент был сделан на особенностях таких классических цивилизаций, как китайская, японская и индийская. С его точки зрения, цивилизационный подход едва ли применим к таким странам, как Южная Африка и Бразилия. Он предлагает обсуждать самопонимание таких обществ и способы их обращения с эпистемической, политической и экономической проблематиками. Как утверждает Вагнер, «изучение "новых обществ" может не только породить новые интуиции относительно траекторий этих обществ, но также способствовать концептуальным инновациям в социальной и политической теории и в сравнительно-исторической и политической социологии» (Wagner. 2011. P. 99). Однако рассмотренные им случаи включают модификации европейских культурных и институциональных паттернов, а не альтернативные проекты модерна. Остается открытым вопрос о том, может ли данный подход быть приложен к обществам, траектория развития которых радикально отличалась от той, что была характерна для «атлантического мира».
Вагнер разрабатывает собственную исследовательскую программу глобальной сравнительно-исторической социологии («мир-социологии»). Такой подход позволяет ему выйти за рамки евроцентризма и учитывать многообразие обществ модерна. Вагнер указывает на наличие длительных исторических взаимосвязей между Европой и другими регионами мира, повлиявших на формирование различных типов модерна. Он учитывает также роль насилия и колониального господства в ходе взаимодействия стран Запада с незападными обществами.
С точки зрения Вагнера, недавнюю историю и сегодняшнюю ситуацию в мире можно оценивать сквозь призму интерпретаций модерна, отличающихся значительным региональным разнообразием и при этом опирающихся на предшествующий опыт модерна. Рассматривая период с 1960-х до 2000-х гг., Вагнер отмечает, что в начале указанного периода преобладавшие интерпретации модерна отличались рядом сходных черт в западных демократиях, режимах советского типа и авторитарных государствах Третьего мира. Для всех них было характерно стремление к «стабилизации экономических и политических отношений, ограничению культурных различий и "замораживанию" существующей ситуации, допускающему лишь равномерные и предсказуемые изменения» (Wagner. 2015. P. 115).
Новый этап в противостоянии различных интерпретаций модерна начинается на рубеже 1980–1990-х гг. Получает более широкое распространение «социальное воображаемое», основанное на идеях глобализации и индивидуализации. В этом случае между отдельным индивидом и глобальным уровнем практически отсутствуют какие-либо промежуточные институты. Вагнер утверждает, что подобная интерпретация модерна оказывается во многом неадекватной, о чём свидетельствуют экономические кризисы, экологические проблемы, конфликты по поводу исторической справедливости, обращение вспять процессов демократизации.
Вагнер стремится противопоставить неолиберальному видению модерна альтернативные интерпретации, предполагающие активное политическое участие широких слоёв населения. В данной связи он ссылается на процессы демократизации в странах Латинской Америки и Южной Африке. Одним из аспектов новых интерпретаций модерна выступает центральное место проблемы исторической несправедливости для самопонимания общества. Как подчёркивает Вагнер, многие государства глобального Юга формировали своё самопонимание на основе разрыва с собственным прошлым – колониальным правлением или военной диктатурой. Соответственно, происходил процесс переосмысления исторических несправедливостей, отличавших такого рода прошлое. Тем не менее ожидания, что ЮАР и Бразилия как представители глобального Юга укажут странам Европы пути обновления демократии, оказались необоснованными.
В ряде работ Вагнера предлагается переосмысление идеи прогресса (Wagner. 2016. P. 2022). Он считает необходимым сопоставить представления о прогрессе, унаследованные от эпохи Просвещения, с тем, как реально достигался прогресс в ходе истории. Вагнер стремится сохранить саму идею прогресса, допуская возможность неравномерного и асинхронного развития в различных сферах общественной жизни. Соответственно, он выделяет измерения экономического, политического и эпистемического прогресса.
Согласно Вагнеру, на протяжении 19–20 вв. преобладала «жёсткая» концепция прогресса, предполагавшая «радикальный характер позитивных преобразований человеческого бытия» (Вагнер. 2022. С. 76). Однако он указывает, что в исторической реальности меньшинство, обладающее свободой, использовало свою автономию с целью господства над природой, несвободным большинством в собственном обществе и другими людьми за пределами своего общества. В течение двух столетий доминирования «жёсткой« концепции прогресс достигался главным образом за счёт господства и сопротивления господству. Особое внимание Вагнер уделяет роли социальных движений (антиколониального, феминистского, экологического, движения за гражданские права) в изменении представлений о характере прогресса в современных обществах.
Вклад Вагнера в развитие современной социальной теории получил широкое международное признание. Так, он неоднократно был приглашённым профессором и исследователем во многих университетах и научных центрах: в Шведском коллегиуме передовых исследований (1987, 1989/1990,1992), Институте передовых исследований Принстонского университета (1990–1991), Калифорнийском университете в Беркли (1996; 1997), Высшей школы социальных исследований в Париже (1998; 2001), Университете Бергена (2001); Университете Кейптауна (2009–2010); Лувенском католическом университете (2009–2010); Университете Париж-VIII (2011); Университете Гамбурга (2019–2020). С 2010 г. – профессор-исследователь в Каталонском институте передовых исследований в Барселоне. Член международного научного совета Франкфуртского института социальных исследований. В 2019 г. избран в состав Европейской академии (Academia Europaea), где возглавляет секцию «Социальные изменения и социальная мысль». В 2018–2020 гг. возглавлял исследовательский проект в Уральском федеральном университете (Екатеринбург). Многие работы Вагнера переведены на различные иностранные языки, включая русский.