Дескола Филипп
Дескола́ Фили́пп (Philippe Descola) (род. 19.6.1949, Париж), французский антрополог, теоретик антропологии, автор концепции четырёх онтологий, исследователь и критик дихотомии природа / культура. Ученик К. Леви-Строса. Известен исследованиями ачуар, одного из индейских народов Эквадора и Перу.
Окончил Высшую нормальную школу Фонтене-Сен-Клу в Лионе, защитил магистерскую диссертацию в Практической школе высшего образования в Париже под руководством К. Леви-Строса (1983). С 1976 по 1979 гг. вёл полевые исследования в Амазонии среди ачуар – в верховьях реки Пастаса на границе Эквадора и Перу. По результатам этой экспедиции в 1983 г. защитил диссертацию «Домашняя природа. Символизм и практика в экологии ачуар». В 1986 г. опубликовал монографию «Домашняя природа» (на основании диссертации), вскоре переведённую на английский и испанский языки, где описывал и анализировал экологию ачуар как социальную сеть, которая связывала человеческие и нечеловеческие субъекты. Результаты исследования ачуар были изложены также в статье «Копья в сумерках» (опубликована в 1993 г. в сборнике «Человеческая земля», переведена на английский, испанский, португальский и немецкий языки), которая представляла собой личный отчёт об опыте жизни с ачуар: Дескола рассказывал, как ему удалось понять людей, культура и мировоззрение которых в корне отличаются от европейских. «Восход Амазонки» (в соавторстве с женой А.-К. Тейлор), опубликованный в журнале L'Homme в 1993 г., стал обзором антропологических, этноисторических и археологических исследований коренных народов Амазонии. Эти статьи в целом подводили итог многолетнего исследования ачуар.
С 1987 по 2000 г. Ф. Дескола работал в Высшей школе социальных наук (с 1989 – профессор), руководил исследовательской группой «Основания практики: инварианты, универсалии, разнообразие». С 2000 по 2019 г. заведовал кафедрой антропологии природы в Коллеж де Франс. Читал лекции в университетах и научных центрах за пределами Франции, в том числе в Оксфорде, Принстоне, Британской академии. С 2002 по 2020 г. возглавлял французское Общество американистов, с 2001 по 2013 г. – Лабораторию социальной антропологии, а с 2001 по 2009 г. – научный комитет благотворительного Фонда Фиссена. С 2000 г. Ф. Дескола заведует отделением антропологии в Коллеж де Франс. Был избран почётным членом Королевского антропологического института и получил в 2015 г. степень почётного доктора (honoris causa) в Монреальском университете (Канада). В 1991 г. принимал участие в составлении «Словаря по этнологии и антропологии», который был переведён на ряд языков (в частности, на английский и испанский).
В 2012 г. в честь столетнего юбилея К. Леви-Строса издал сборник своих лекций под названием «Клод Леви-Строс. Путешествие сквозь век» (игра слов: «путешествия сквозь века» и «век», как время жизни Леви-Строса, 1908–2009).
Широкое научное признание заслужила работа Ф. Дескола «По ту сторону природы и культуры» (написана в 2005, русский перевод – 2012). В основе исследования – центральный как для антропологии, так и для философии вопрос об отношениях между природой и культурой. Дескола показал, что это разделение природы и культуры на две отдельные категории – не только сугубо западное, европоцентричное понятие, но что оно возникло совсем недавно. Учёный утверждал, что это распространённое европейское представление согласуется с определённой ориентацией человека на горизонты своего существования (включая все распознаваемые человеком экзистенциальные формы).
Опираясь на этнографические примеры из различных регионов мира и теоретические представления когнитивной науки, структурного анализа и феноменологии, Дескола сформулировал новую сложную структуру мировосприятия. Он выделил «четыре онтологии» (или космологии) – анимизм, тотемизм, натурализм и аналогизм. Он писал, что хочет вернуться к идее К. Леви-Строса о том, что эти религии «не столько свойственны "примитивным" обществам, сколько являются выражением универсальной классификационной логики» (Дескола. 2012. С. 164–165).
В «анимизме», писал Ф. Дескола, люди и другие живые существа имеют одинаковую внутреннюю сущность (включая социальные обычаи, душу), но разные физические свойства, они живут в разных средах обитания, питаются по-разному и имеют разные формы (которые можно уподобить разной одежде). Иногда растения или животные могут трансформироваться и принимать форму человека, чтобы с ними было легче общаться (или человек принимает форму животного). Ачуар привыкли говорить, что ягуары охотятся и готовят пищу: это не потому, что они видят, как ягуары охотятся и готовят пищу, а потому, что они думают, что ягуары видят себя охотящимися и готовящими еду, когда они имеют дело со своей добычей. «Анимизм» – это онтология, которая уделяет много внимания перспективам, в которой формы нестабильны, а идентичность нелегко определить.
«Тотемизм», по Ф. Дескола, – онтология, которую можно найти у аборигенов Австралии. Тотемное животное (или тотемное растение) – это не отдельное существо (сущность), с которым люди связаны, а весь вид. Тотем выражает физические и внутренние качества, которые люди разделяют с видом. Истории аборигенов о генезисе мира (так называемого «времени сновидений») рассказывают, как люди постепенно отделялись от конгломератов, состоящих как из людей, так и из нечеловеческих существ. «Тотемизм» существует также за пределами Австралии, например, в Соединённых Штатах, хотя он менее «чистый», поскольку смешан с некоторыми «анимистическими» представлениями.
Описывая «натурализм», Ф. Дескола отмечал, что в этой конкретной онтологии все живые существа обладают одинаковыми физическими свойствами. Это означало, что люди и нечеловеческие существа имеют общие молекулы и метаболизм, и все живые существа также разделяют термодинамические принципы и химические компоненты с неживыми существами, однако только люди обладают самосознанием. Дескола представил ряд теорий, противоречащих «натурализму», включая этологические, когнитивные и философские теории. Он отмечал, что ни одна из них на самом деле не подрывает понятие границы между людьми и большинством других живых существ (особенно растений).
«Аналогизм», по мнению Ф. Дескола, – основная онтология Западной Африки, доколумбовой Мексики, древнего Китая, Индии, Европы в период Средневековья и эпохи Возрождения. «Аналогизм» также можно найти сегодня в астрологии и нумерологии. Дескола отмечал, что для людей, придерживающихся «аналогии», мир состоит из очень многих различных сущностей, а живые существа состоят из множества различных компонентов (отсюда и понятие обладания, когда один из этих компонентов проникает в другое живое существо). Сходства, симметрии и аналогии (например, между человеком, обществом и космосом) необходимы, чтобы навести порядок в этом изобильном и фрагментированном мире: это цель множества обрядов и запретов.
Исследования Дескола оказали большое влияние на развитие экологической антропологии. Особенно важны они оказались для исследователей Амазонии, которые пытались преодолеть традиционный дуализм природы и общества. В своих работах он предлагал новый подход к пониманию распределения непрерывностей и разрывов между людьми и «нечеловеческими» существами. Его подход был основан на структурной концепции онтологии, понимаемой как системы классификации качеств живых существ и системном подходе к отношениям, которые их объединяют. В своих работах Дескола изучал то, как социальные науки рассматривают отношения между обществами и окружающей их средой.
Дескола – офицер Национального ордена Франции «За заслуги» (2004); обладатель награды Эдуарда Боннефуса от Академии моральных и политических наук (2011); Золотой медали Национального центра научных исследований (CNRS; 2012); иностранный член Британской академии (2010) и Американской академии искусств и наук (2012); командор ордена Почётного легиона (2016).
Идеи Ф. Дескола были творчески переосмыслены бразильским антропологом Э. Вивейруш ди Кастру и оказали существенное влияние на генезис и развитие концепции онтологического поворота в социальных науках.