Социальный инфантилизм
Социа́льный инфантили́зм, несоответствие сознания и поведения взрослых индивидов социальным нормам, ценностям, ожиданиям, статусно-ролевым стандартам, принятым в том или ином обществе.
Понятие несёт сильную оценочную составляющую и может быть использовано представителями старших поколений и властных структур для блокирования инициатив и критических выступлений молодого поколения. Сам феномен распространён у молодёжи и выражается в отставании социального взросления от биологического, попытках сохранить прежний (промежуточный между взрослым и ребёнком) социальный статус, не принимать на себя права и обязанности взрослого – быть законопослушным, социально ответственным, обеспечивать себя материально, вступать в брак и т. д. Идеологически социальный инфантилизм может быть оформлен как молодёжные субкультуры, контркультура, «идеология бунта» против социального мира взрослых. В определённой степени этот феномен – следствие присущего тоталитарным системам патернализма.
Объективными предпосылками социального инфантилизма молодёжи являются:
Нарушение механизма первичной социализации.
Увеличение длительности периода обязательного образования в развитых странах (т. н. феномен «социального детства»).
Усложнение принятой социумом системы критериев социального созревания, «взрослости».
Объективные трудности вхождения молодёжи в сложную и динамичную систему социокультурных и экономических практик развитого индустриального общества и постиндустриального общества.
Разрыв между сформированными обществом через моду, СМИ или рекламу потребностями и возможностями их самостоятельного удовлетворения каким-либо социально одобряемым способом.
Сюда же относится признание современным обществом детства и юности как особых периодов жизни человека. Для предшествующих общественных систем социальный инфантилизм был нехарактерен.
У людей среднего и старшего возраста социальный инфантилизм может быть вызван сложностями адаптации к быстрым и масштабным общественным трансформациям, сосредоточенностью на своих переживаниях, ощущением собственной «неуспешности», социальной невостребованностью. В таком случае он проявляется в надеждах на решение проблем индивида внешней силой – государством, местной властью, работодателем, возложении ответственности за ситуацию на других («вина отцов»), политической апатии. Социальный инфантилизм характерен также для людей, находящихся в закрытых учреждениях, входящих в сообщества с жёстким иерархическим устройством и группы с авторитарным лидером, к которым может относиться и семья.
Ж. Бодрийяр связывал социальный инфантилизм прежде всего с развитием массового общества и общества потребления, расширением в развитых странах практики социальной защиты; З. Бауман рассматривал его в русле концепции «индивидуализированного общества». Из российских исследователей проблемой социального инфантилизма занимались И. С. Кон и Ю. Н. Давыдов.