Реприза (в музыке)
Репри́за (франц. reprise, от reprendre – возобновлять, повторять), раздел музыкальной формы, содержащий повторение материала после его развития или изложения нового.
Обычен в простых формах, сложных формах, сонатной форме и производных (рондо-соната, свободные и смешанные формы). Реприза способствует цельности и уравновешенности формы. Образец репризной формы 17–18 вв. – 3-частная ария да капо (итал. da capo – с начала) с точным повторением 1-й части по схеме ABA. В 18–20 вв. формы с репризой нашли широкое распространение в музыке разных жанров, стилей и направлений.
Реприза обычно бывает неточной, содержит тонально-гармонические (обязательные в сонатной форме), фактурные и другие изменения. Особый вид – зеркальная реприза. В фуге реприза определяется главным образом по тональному признаку (возвращение темы в основной тональности).
Также репризой называют специальный символ в нотной записи, устанавливающийся у тактовой черты, который обозначает полное повторение музыкального построения. Различаются «открывающий» (𝄆) и «закрывающий» (𝄇) типы; они могут действовать вместе или по отдельности (в этом случае нужно повторить либо всё от начала произведения до «закрывающего» знака, либо всё до конца после «открывающего» знака).
Иоганн Себастьян Бах. Французская сюита h-moll BWV 814. Менуэт (фрагмент). В нотах трио обозначено повторение отдельного раздела формы, расположенного между знаками репризы в его начале и конце; также указана необходимость исполнить 1-ю часть менуэта целиком (Menuet da Capo).