«Clock Tower»
«Clock Tower», серия видеоигр в жанре survival horror. Первая часть разработана и издана Human Entertainment в 1995 г. Другие игры серии выпускались совместно с компаниями ASCII Entertainment, Agetec, Sunsoft и Capcom. Сюжеты проектов связаны с мистическими событиями, происходящими в фамильном особняке Берроуз.
Серия «Clock Tower» включает в себя четыре проекта. Игровой процесс каждого из них предполагает уязвимость подконтрольных персонажей перед смертельно опасными противниками. Запоминающимся персонажем, присутствующим во многих частях серии, стал человек, вооружённый гигантскими ножницами. Он является главным антагонистом. Первая игра серии оказала влияние на жанр сурвайвал-хоррор, став основой для других проектов: «Haunting Ground» (2005) и «NightCry» (2016).
Вселенная игры и сюжет
Главная героиня первой части франшизы, «Clock Tower» (в 1997 переиздана для PlayStation как «Clock Tower: The First Fear»), Дженнифер Симпсон – сирота из норвежского приюта. Дженнифер и её подруг Лауру, Энн и Лотту удочеряет семья Берроуз, проживающая в фамильном особняке. Прибыв в новый дом, известный под названием «Часовая Башня» (англ. «Clock Tower»), девочки размещаются в главном фойе вместе с хозяйкой, Мэри. Она уходит, чтобы найти мистера Берроуза и велит им ждать её. Дженнифер не слушает Мэри и выходит из комнаты. Внезапно у неё за спиной раздаётся крик. Вернувшись в фойе, главная героиня обнаруживает, что свет выключен, а остальные девочки пропали. Вскоре она выясняет, что они были убиты человеком с гигантскими ножницами – Бобби Берроузом. Он будет преследовать протагонистку до конца игры. При прохождении пользователи могут получить одну из девяти доступных концовок, но только три из них являются каноническими, поскольку именно они выступают основой сюжета последующих проектов серии. Согласно каноническим концовкам Дженнифер остаётся единственной выжившей в особняке и достигает вершины часовой башни особняка, чтобы потом спастись из проклятого места.
В 1996 г. вышел сиквел под названием «Clock Tower» на PlayStation (первая выходила на SNES, PlayStation, WonderSwan, Windows). В Японии игра издана как «Clock Tower 2». Действие второй части серии «Clock Tower» происходит через год после событий предшествующей игры, в декабре 1996 г. Дженнифер Симпсон удочерена Хелен Максвелл, ассистенткой известного психиатра Сэмюэля Бартона. Девочка проходит курс лечения в исследовательском корпусе университета в Осло. Это должно помочь ей справиться с травматическими переживаниями, связанными с событиями, которые произошли в особняке Берроуз. В зависимости от действий пользователя по ходу прохождения в конце игры может быть получена одна из пяти концовок для каждого подконтрольного персонажа.
События «Clock Tower II: The Struggle Within» датированы весной 1999 г. Главная героиня, Алисса Хейл, приезжает в город, чтобы навестить друга своего отца Филиппа Тейта. Выясняется, что у протагонистки есть альтер эго по имени Бейтс. Игра включает в себя 13 концовок, 12 из которых подразумевают гибель протагонистки.
Протагонистка «Clock Tower 3» Алисса Гамильтон – девочка, живущая в школе-интернате. Однажды она получает письмо от своей матери Нэнси, в котором та её просит не возвращаться домой до достижения 15 лет. Алисса не следует указаниям и приезжает в особняк своей семьи. В итоге главной героине придётся бороться, чтобы прекратить страдания всех встреченных персонажей и освободить свою мать от влияния тёмных сил.
История и франшизация
Первая часть «Clock Tower» разрабатывалась небольшой командой в течение двух лет. На внешний вид и сюжет проекта повлияли такие фильмы Д. Ардженто, как «Феномен» («Phenomena», 1985) и «Суспирия» («Suspiria», 1977). Например, дизайн главной героини «Clock Tower: First Fear» восходит к персонажу актрисы Дж. Коннелли из фильма «Феномен». Образ антагониста Бобби, вооружённого ножницами, вдохновлён внешним видом злодея Кропси из фильма «Сожжение» («The Burning», 1981, режиссёр Т. Мейлам) и мангой «God's Left Hand, Devil's Right Hand», выпущенной издательством Shogakukan в 1986 г. Все объекты и локации игры выполнены в 2D-графике. Геймплей в основном состоит из поиска предметов и избегания встреч с противниками (Vallejo. 2015). Главной особенностью игры стала рандомизация событий и расположения необходимых предметов на локациях. Это разнообразило повторные прохождения и усложнило получение пользователями определённых концовок. Проект изначально выпускался исключительно на японском рынке для платформы SNES. Позже, как указывалось, он портировался на PlayStation и стал доступен для покупки во всём мире с подзаголовком – «Clock Tower: The First Fear».
Сиквел первой игры серии выпущен компанией ASCII Entertainment в 1996 г. Изначально сотрудники Human Entertainment не были заинтересованы в продолжении франшизы, но предложение о переходе на новое оборудование и 3D-графику их заинтересовало. Игра могла быть портирована на Sega Saturn, PlayStation или Nintendo 64, но окончательный выбор пал на консоль компании Sony. Создание нового проекта серии в 3D-графике было мотивировано грядущим выпуском «Resident Evil», известной на японском рынке под названием «Biohazard». Как и в предшествующей игре, пользователям было необходимо спасаться от смертельно опасного преследователя, искать предметы и разгадывать загадки. Сюжет проекта был поделён на две части, в ходе которых необходимо решать различные задачи для получения определённых концовок (Skorupa. 2002).
Третья часть «Clock Tower II: The Struggle Within» стала последней игрой франшизы, разработанной компанией Human Entertainment. Проект был выпущен в марте 1998 г. в Японии и в октябре 1999 г. в Северной Америке уже совместно с Agetec. Игра была переиздана в мае 2012 г. В Японии ей не было присвоено номера, поскольку она не являлась продолжением предыдущих частей, а также отличалась от них основной идеей и персонажами. Несмотря на различия проектов, геймплей остался прежним. Как и ранее, пользователи пытались не погибнуть во время столкновений с противниками и искали предметы, скрытые на локациях (Nix. 2018).
После того как Human Entertainment обанкротилась в 2000 г., интеллектуальное право на «Clock Tower» перешло студии Sunsoft. В 2001 г. Capcom объявила о совместной работе над «Clock Tower 3» (Capcom and Sunsoft Announce Clock Tower 3. 2012). Проект был портирован на платформу PlayStation 2 и впервые показан на выставке E3 в мае 2002 г. Геймплей проекта заключался в поиске предметов, избегании встреч с опасными противниками и решении загадок. Время от времени пользователям было необходимо бороться с врагами при помощи специальных предметов и нескольких видов стрел. После первого прохождения игроки получали несколько костюмов для главной героини, а также могли наблюдать видоизменённых противников при повторном ознакомлении с игрой.
Влияние
Вместе с играми франшизы было выпущено несколько частей манги-адаптации. Так, «Clock Tower: The First Fear Prologue» была сопровождающим материалом к японской версии первого проекта серии. В ней содержалась предыстория персонажей и более подробное описание событий, предшествующих основному сюжету игры. У манги было продолжение, которое являлось частью японского руководства по концовкам игры, – «Clock Tower: The First Fear – Method to capture victory». Адаптация под названием «Clock Tower: Ghost Head – Method to capture victory» была руководством для третьей игры франшизы, «Clock Tower II: The Struggle Within». В манге подробно описывалось прибытие главной героини на место действия в первой главе игры.
В 2007 г. была анонсирована экранизация игр «Clock Tower» (Giaco. 2007). В проект вносились различные изменения, а дата выхода постоянно переносилась. В 2011 г. Д. Р. Эллис стал режиссёром кинокартины, предварительная дата выхода в прокат была назначена на октябрь 2013 г. На конец 2022 г. фильм так и не был выпущен, несмотря на появление в Интернете постеров и части сценария.