Кубрик Стэнли
Ку́брик Стэ́нли (Stanley Kubrick) (26.7.1928, Нью-Йорк – 7.3.1999, Харпенден, Великобритания), американский и английский режиссёр, сценарист, продюсер.
В 1946–1950 гг. фотограф журнала Look. В кино с 1951 г. (короткометражный документальный фильм «День боя»). В 1954 г. организовал (совместно с продюсером Дж. Б. Харрисом) кинокомпанию Harris-Kubrick Productions.
Известность принёс антимилитаристский фильм «Тропы славы» (1957) о французских солдатах Первой мировой войны, расплачивающихся жизнью за трусость и бездарность своих командиров. В 1960 г. поставил исторический блокбастер «Спартак». В 1962 г. экранизировал роман В. В. Набокова «Лолита».
Талант Кубрика-сатирика в полной мере проявился в антивоенной комедии «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (1963), где, используя традиции «чёрного юмора», приём гротескного сдвига реальности и точно выбрав социальные маски, режиссёр показал, как авантюризм учёных, тупость и воинственность генералитета и попустительство высших кругов американской администрации могут привести мир к атомной катастрофе.
В 1968 г. Кубрик снял научно-фантастический фильм «2001: Космическая одиссея» (по А. Кларку; премия «Оскар» за 1968, вручена в 1969), использовав богатые технические возможности современного кинематографа. Преклонение перед человеческим разумом, вырвавшимся в космическое пространство, сочеталось в фильме с трагической идеей непознаваемости Вселенной.
Большую дискуссию вызвала антиутопия «Заводной апельсин» (по Э. Бёрджессу, 1971), исследующая проблему охватившего мир насилия и в то же время эстетизирующая его.
В фильме «Барри Линдон» (1975, по У. Теккерею; премии «Давид ди Донателло», 1977; «Оскар» за 1975, вручён в 1976) Кубрик предложил живописное, ритмически выстроенное, но холодное и рассудочное зрелище, утверждавшее неминуемость победы времени и смерти над жизнью.
В 1980 г. поставил фильм «Сияние» (по С. Кингу) – выдержанную в традициях готического романа притчу о человеческой ненависти. Кубрику принадлежат важные для дальнейшего развития киноязыка находки в области монтажа, приёмов создания эмоциональной атмосферы действия, использования музыки, изобразительной организации пространства и т. п.
Среди других фильмов: «Страх и вожделение» (1952), «Поцелуй убийцы» (1954), «Убийство» (другое название «Последняя облава», 1956), «Цельнометаллическая оболочка» (1987, по роману «Люди, жившие недолго» Г. Хасфорда; премия «Давид Ди Донателло», 1988).
После длительного перерыва Кубрик снял свой последний фильм – вызвавший оживлённую полемику психоэротический триллер «С широко закрытыми глазами» (1999, по повести «Рапсодия. Роман-сновидение» А. Шницлера).
Автор или соавтор сценариев и продюсер большинства своих фильмов.
Режиссёру посвящён документальный фильм «Стэнли Кубрик: Жизнь в кино» (2001).
Приз Венецианского кинофестиваля «За вклад в киноискусство» (1997).