Цукмайер Карл
Цукма́йер Карл (Carl Zuckmayer) (27.12.1896, Наккенхайм, земля Рейнланд-Пфальц – 18.1.1977, Фисп, Швейцария), немецкий драматург, писатель.
Сын владельца фабрики. В 1914 г., в начале Первой мировой войны 1914–1918 гг., сдав досрочно выпускные экзамены в гимназии в Майнце, записался в добровольцы; воевал на Западном фронте (дважды награждён Железным крестом). В 1918–1919 гг. изучал право в университете г. Франкфурт-на-Майне, историю литературы, философию, биологию в Гейдельбергском университете (обучение не завершил).
В 1920–1925 гг. ассистент режиссёра и литературный сотрудник в театрах Берлина («Немецкий театр»), Киля, Мюнхена. Со 2-й половины 1920-х гг. один из самых заметных драматургов Веймарской республики. С приходом к власти национал-социалистов в 1933 г. постановки его пьес оказались под запретом.
В 1933–1938 гг. Цукмайер жил в своём загородном доме под Зальцбургом, где вокруг него сложился литературный «Хенндорфский кружок». В марте 1938 г., спасаясь от нацистских преследований, бежал в Швейцарию, в 1939 г. эмигрировал в США; работал сценаристом в Драматической мастерской Э. Пискатора в «Голливуде». С 1941 г. жил на ферме в штате Вермонт.
В 1943 г. опубликовал открытое письмо к Э. Манн, дочери Т. Манна, в котором выразил несогласие с идеей коллективной вины немецкого народа. Сотрудничал с американским военным ведомством, выступал на радио Voice of America. В 1946 г. получил гражданство США. С 1958 г. жил в Швейцарии.
Первые произведения – стихотворения с фронта, напечатанные в 1917 г. в литературном журнале Die Aktion. Дебютная пьеса «Крестный путь» («Der Kreuzweg», 1920), действие которой разворачивается во времена Крестьянской войны 1524–1526 гг. в Германии, написана в экспрессионистской манере.
Цукмайер создал самобытную драматургию, в которой оживил традиции народной пьесы. Его театральная эстетика, основанная на изображении жизненных природных сил и коллизий, в которых комическое начало нередко скрывает трагедию, во многом противостояла эпическому театру Б. Брехта, а также политическому театру Э. Пискатора: Цукмайер стремился к очищающему и просветляющему смеху, к эмоциональному воздействию на зрителя.
Одна из наиболее успешных пьес – комедия «Весёлый виноградник» («Der fröhliche Weinberg», 1925; премия Клейста, 1925; экранизирована Я. и Л. Флек в 1927, Э. Энгелем в 1952, Г. Пфайффером в 1961). Местом действия служит деревня в винодельческом регионе, уроженцем которого был сам автор. Остроумие, сочная народная речь, колорит праздника, бурное проявление чувственности сочетаются с сатирическим изображением обывателей и их почвенническими настроениями. Событиям из народной жизни посвящена драма «Ганс-живодёр» («Der Schinderhannes», 1927; экранизирована К. Бернхардтом в 1928, Х. Койтнером в 1958; русский перевод 1983) о благородном разбойнике, который грабит богачей и помогает бедным. Традиции народной пьесы отчётливо прослеживаются в драме о циркачах-канатоходцах «Катарина Кни» («Katharina Knie», 1927; премия Георга Бюхнера, 1929), мужественно продолжающих своё дело в мире развлекательной киноиндустрии.
Вершина драматургии К. Цукмайера – пьеса «Капитан из Кёпеника. Немецкая сказка» («Der Hauptmann von Köpenick. Ein deutsches Märchen», 1931; экранизирована Р. Освальдом в 1931, Х. Койтнером в 1956, Р. Вольфхардт в 1960, Ф. Байером в 1997; русский перевод 1983) – сатирически высмеивает культ военной силы Германии. В основе сюжета – история вышедшего из тюрьмы сапожника, который не находит себе места в обществе и, отчаявшись, совершает маленький «военный переворот»: облачившись в офицерский мундир, он захватывает городскую ратушу, и ему безропотно подчиняются чиновники и обыватели.
В эмиграции Цукмайер писал пьесы на исторические сюжеты с любовной интригой, в их числе «Плут из Бергена» («Der Schelm von Bergen», 1934). В драме «Генерал дьявола» («Des Teufels General», 1946; экранизирован Х. Койтнером в 1955; русский перевод 1983) фигурирует генерал, который ненавидит преступный нацистский режим, но при этом верно ему служит. Двойственность героя и вопрос о его нравственных возможностях вызвали острую дискуссию у современников.
В пьесах 1950–1960-х гг. – «Холодный свет» («Das kalte Licht», 1955), «В час после полуночи» («Die Uhr schlägt eins», 1961, русский перевод 1983) – затронуты темы личного выбора и расчёта с прошлым. В пьесе «Крысолов» («Der Rattenfänger», 1975; русский перевод 1983), отсылающей к фольклорному образу Гамельнского крысолова, дал трактовку утопических идей и реалий движения левых 1960–1970-х гг.: свобода выбора жизненного пути, молодёжь как реальная основа реформирования капиталистического общества.
Роман «Зальваре, или Магдалена из Боцена» («Salwáre oder Die Magdalena von Bozen», 1936) о жизни крестьян характеризуется любовным содержанием и запутанной интригой. Большое признание получила автобиографическая проза Цукмайера, особенно мемуары «Словно часть меня самого» («Als wärʼs ein Stück von mir», 1966).
Большая австрийская государственная премия по литературе (1960), премия Генриха Гейне (1972).