Шёнфельд Иоганн Генрих
Шёнфельд Иога́нн Ге́нрих (Johann Heinrich Schönfeld; псевдонимы: Анцерик Джованни, Anzeric Giovanni; Белькампо, Belcampo; Триангл, Triangl) (23.3.1609, Биберах-ан-дер-Рис, Священная Римская империя, ныне земля Баден-Вюртемберг – после 12.7.1684, Аугсбург, там же), немецкий живописец, рисовальщик и гравёр. Наряду с А. Эльсхаймером, И. Лиссом один из крупнейших немецких мастеров эпохи барокко.
Сын немецкого ювелира Иоганна Баптиста Шёнфельда (год рождения неизвестен – 1635). Из-за повреждения правой руки и слепоты левого глаза не смог заниматься семейным ремеслом и выбрал профессию художника. Согласно И. фон Зандрату, Шёнфельд учился в Меммингене у И. Ф. Зихельбайна (1589–1670), также работал в Базеле (около 1630) (Sandrart. 1675. S. 327). Вероятно, обучение Шёнфельда в Меммингене началось около 1623 г.; на основании сохранившихся рисунков, подписанных именем художника, с указанием места создания и даты («Диана», 1626, пергамен, перо, чёрные чернила) можно утверждать, что оно продлилось по крайней мере до 1626 г. Подобные рисунки также свидетельствуют о пребывании мастера в Штутгарте в период с 1627 по 1629 гг. («Отдыхающий речной бог», 1629, бумага, перо, чёрные чернила; оба – Государственная галерея, Штутгарт), где он, возможно, был подмастерьем у вюртембергского придворного художника Г. Донауэра (1571–1634). Ранние идентифицированные живописные произведения демонстрируют влияние стилистики французских и голландских мастеров 17 в. на формирование художественного языка Шёнфельда («Странствующий торговец и пехотинцы», около 1630, Баварский национальный музей, Мюнхен; «Академический класс», 1-я половина 1630-х гг., Галерея старых мастеров, Замок Эггенберг, Грац). До 1633 г., предположительно, побывал во Франции. Знал офорты Ж. Калло, в дальнейшем оказавшие воздействие на Шёнфельда-гравёра.
В 1633 г. художник прибыл в Италию. Документ от 13 февраля 1633 г. свидетельствует о его нахождении в Риме под именем «немца Джорджио Белькампо» (Belcampo, соединение итальянских слов bello – красивый, и campo – поле; перевод с немецкого фамилии Шёнфельд. См.: Archivio Storico del Vicariato di Roma, San Lorenzo in Lucina, Battesimi, 1614–1633. f. 339). Работал в Риме (1633–1636/1637; 1647/1648–1651) и Неаполе (1636/1637–1647/1648) преимущественно на знатную семью Орсини. В частности, в Риме выполнял заказы Паоло Джордано II Орсини, герцога ди Браччано (1591–1656) и продолжительное время жил в его доме, о чём сообщает сам герцог в рекомендательном письме Шёнфельду 1651 г. (Michaud. 2006. S. 3). В Неаполе создавал работы для герцогов ди Гравина, представителей другой ветви семьи Орсини.
В итальянский период произошло становление художественного языка Шёнфельда, впитавшего разнородные влияния. Так, в Риме он испытал воздействие итальянского маньеризма, искусства Н. Пуссена и К. Лоррена, интернациональной ассоциации художников «Перелётные птицы» (нидерл. Bentvueghels, нем. Schildersbent), членом которой он состоял; в Неаполе – произведений Дж. Б. Караччоло, С. Розы, А. Фальконе, Д. Гарджиуло. При этом он не был вовлечён в круг работавших в Италии соотечественников – последователей Эльсхаймера, как и их кумир, писавших небольшие картины на медных пластинах. Шёнфельд предпочёл работу на крупноформатных холстах.
Под влиянием идей классицизма в картинах Шёнфельда раннего римского периода преобладают идиллические пейзажи (преимущественно с низким горизонтом) с древними руинами: в ряде случаев они остаются главенствующей темой композиции («Фантазийная ведута с мостом через ворота», около 1635, Академия изобразительных искусств, Вена), в остальных служат фоном мифологических, исторических и религиозных сцен («Похищение сабинянок», около 1640, Эрмитаж, Санкт-Петербург). С переездом в Неаполь в репертуаре художника стали доминировать сюжеты с триумфальными шествиями («Триумф Венеры», около 1648–1650, Государственные музеи, Берлин), батальные («Поражение Пирра», около 1640, Дворец Шлайсхайм, Обершлайсхайм, Германия; «Древняя кавалерийская битва с колесницей», около 1637–1640, бумага, чёрный мел, перо, чёрные и серые чернила, Государственная галерея, Штутгарт) и религиозные («Ecce Homo», около 1644–1645, Дворец Шлайсхайм, Обершлайсхайм) сцены. Произошли заметные трансформации и в колорите живописных произведений мастера: светлые тона ранних римских работ («Рисовальщик на римских руинах», около 1634–1635) в новых, неаполитанских, под влиянием караваджизма и мастеров барокко сгущаются в более тёмную цветовую гамму, что созвучно их драматизму и театральной патетике («Время», 1644–1645, обе – Дворец Шецлера, Аугсбург).
Точно неизвестно, работал ли мастер в Италии как портретист, но согласно сведениям, оставленным голландским поэтом М. ван дер Мерведе в сборнике стихов, посвящённых его жизни в Риме, в октябре 1648 г. Шёнфельд написал его портрет (Merwede M. van der. Uyt-heemsen oorlog, ofte, Roomse min-triomfen. Graven-Hage, 1651. Р. 184).
Среди графических работ Шёнфельда итальянского периода – рисунки: альбомные листы с зарисовками античных памятников («Арка Константина», около 1635, бумага, чёрный мел, перо, серые чернила, Государственная галерея, Штутгарт), в дальнейшем свободно интерпретировавшиеся мастером в живописных композициях. Ко второму римскому периоду относится один из немногих подписанных и датированных листов – «Сидящая девушка с собакой», или «Диана-охотница» (1649, тушь, графит; частное собрание).
Весной 1651 г., после окончания Тридцатилетней войны 1618–1648 гг., Шёнфельд через Венецию отправился на родину, в г. Биберах-ан-дер-Рис, затем в Аугсбург. В 1652 г. получил аугсбургское гражданство, стал членом гильдии художников, женился на Анне Элизабет Штраус из Ульма. В 1653–1655 гг. работал в Регенсбурге и, предположительно, в Вене.
После возвращения в Германию начался самый плодотворный этап творчества Шёнфельда. Его искусство 1650–1660-х гг. неоднородно, но в целом работы этого времени синтезировали накопленный итальянский опыт и местные барочные традиции. Художник создавал мифологические и религиозные сцены, светские сюжеты, портреты.
Около 1655 г. Шёнфельд написал несколько произведений для резиденции архиепископа в Зальцбурге («Смерть Дидоны», «Жертвенная смерть Марка Курция», а также, вероятно, «Осязание», которое могло быть частью утраченной серии «Пять чувств»; все – Музей истории искусств, Вена), в конце 1650-х гг. – ряд мифологических картин для его резиденции в Кромержиже («Подношение Диане», 1658–1662, Архиепископский музей, Кромержиж). Другой важной работой мастера стало создание серии из пяти картин на мифологические сюжеты для мэра Аугсбурга М. А. Йениша (1619–1674) («Ганнибал клянётся в вечной вражде к римлянам», около 1660, Германский национальный музей, Нюрнберг; «Гигантомахия», «Жертвоприношение Диане», «Вакханалия», «Битва Кадма с драконом»; все они погибли в результате бомбардировки Дрездена 1945; ранее – Дрезденская картинная галерея). Интересно, что картина «Гигантомахия» известна по другому сохранившемуся произведению художника – «Музыкальный салон» (около 1670, Дрезденская картинная галерея), где она изображена в интерьере.
Самым статусным заказом, выполненным Шёнфельдом, стало создание в 1666–1667 гг. девяти аллегорических картин на холстах с сюжетами из жизни добродетельных правителей для потолка Золотого зала в Мюнхенской резиденции («Правосудие императора Траяна», «Индийский принц», «Смертельно больной император Веспасиан» и др.).
Композиции произведений Шёнфельда мифологической и аллегорической тематики, обнаруживающие наиболее близкое стилистическое родство с картинами итальянского периода, как правило, подчинялись стандартной формуле: сюжет художник давал на фоне идиллического пейзажа, украшенного древними или фантазийными руинами.
Работал в портретном жанре («Портрет архиепископа графа Гвидобальда фон Туна», 1654, Галерея резиденции, Зальцбург). Тем не менее о портретном искусстве мастера судить довольно сложно, поскольку большинство произведений утрачены и известны лишь благодаря гравюрам, сделанным с живописных изображений другими художниками (М. Кюсель «Портрет Л. Вайса», 1652; Б. Килиан «Портрет мэра Аугсбурга М. А. Йениша», 1673, оба – офорт).
С 1650-х гг., но особенно после 1670 г., важное место в творчестве Шёнфельда занимала религиозная тематика. Несмотря на то что мастер был протестантом, его часто приглашали для создания работ в католические храмы. Исследователь Б. Бушарт объясняет этот факт отсутствием конкурентной среды среди немецких художников-католиков вплоть до середины 17 в. (Bushart. 1967. S. 374). Шёнфельд выполнял церковные заказы («Троица», 1656, Маркткирхе, Хоэнварт), создавал алтарные произведения для соборов Зальцбурга (для трёх капелл, расположенных в крайнем правом нефе: «Святой Себастьян», около 1653–1654; «Карло Борромео среди больных чумой», 1655; «Отцы Церкви, епископы и святой Иероним», 1669), Вюрцбурга («Святой Леонард – покровитель больных чумой», около 1670), Бамберга («Испытание огнём святой Кунигунды», 1677, Епархиальный музей, Бамберг), Аугсбурга. В иконографических решениях и стилистике религиозных произведений Шёнфельда обнаруживаются сильные воздействия венецианской школы 16 в. Так, «Поклонение Святой Троице» (около 1650, Лувр, Париж) имеет очевидные отсылки к композиции Тинторетто «Рай» во дворце Дожей в Венеции (после 1588). Но, в отличие от североитальянского искусства, под влиянием немецкой живописи 17 в. в работах мастера снижается динамика, а драматизм и патетика повествования чаще достигаются яркими светотеневыми контрастами.
Если произведения итальянского периода, в которых прослеживается индивидуальное, поэтизированное ви́дение классической античности, считаются вершиной творчества немецкого художника, то его позднее искусство (1670-е – 1-я половина 1680-х гг.), напротив, свидетельствует об упадке художественной силы и мастерства. Шёнфельд увлекался заимствованием различных мотивов из работ современников, его живописная манера стала более размашистой, колорит, отчасти под влиянием Х. де Риберы, потемнел, стал базироваться на сумеречных оттенках («Святое семейство», около 1670, Дворец Шецлера, Аугсбург). В это время художник часто работал в соавторстве со своим учеником Г. Эингером (1652–1736).
В 1650-е гг. Шёнфельд обратился к офорту. В этой технике он работал преимущественно сериями, но часто привлекал к сотрудничеству коллег или не заканчивал задуманное, предоставляя его завершение в печатной графике другим гравёрам. Например, цикл фантазийных портретов философов (около 1654 – 1655), посвящённый традиционной для эпохи барокко теме ванитас, включает только один самостоятельно исполненный художником офорт («Погруженный в размышления Демокрит», 1654), по всей видимости, вдохновлённый одноимённой картиной С. Розы (1650–1651, Государственный музей искусств, Копенгаген; см.: Изергина. 1960. С. 83). Впоследствии, опираясь на рисунки Шёнфельда, серию повторил в гравюрах его ученик Г. Эингер (около 1670–1680, офорт «Философ у гробницы Александра Македонского» и др.). Цикл «Variae Capryc» («Различные каприччио», 1661) – плод совместной работы художника с гравёром Г. А. Вольфгангом (1631–1716), выполнившим офорты по рисункам Шёнфельда («Охотник за птицами» и др.). Иногда гравюрные произведения служили образцами для живописных работ как самого Шёнфельда, так и его мастерской. Примером может служить серия «Varie teste de capricci» («Разные причудливые головы», 1656, офорт), кроме титульного листа принадлежащая авторству художника и представляющая собой коллекцию портретных этюдов (в том числе и костюмированных).Результат сотрудничества в поздний период творчества мастера с Эингером – два пробных оттиска: «Клятва Ганнибала» (офорт, кисть, чернила) и «Саул и ведьма Эндора» (офорт, перо, кисть, чернила; оба – около 1670–1680, Государственная галерея, Штутгарт), которые после первой печати сначала были доработаны учителем и только затем отпечатаны большим тиражом как произведение ученика (Г. Эингер, «Клятва Ганнибала», около 1680–1690, офорт).
Степень влияния искусства И. Г. Шёнфельда ограничена национальным значением; воздействие искусства художника отразилось в работах И. Г. М. Шмидтнера, И. Хейсса.