Щепины
Ще́пины, российские музыканты, братья. Дети Аксиньи Николаевны Щепиной, вольноотпущенной, приписанной к цеховым (1831).
Па́вел Марда́рьевич (по театру Щепин 1-й) [1811 – 11(23).2.1856; место рождения и смерти неизвестно], певец (тенор), актёр, режиссёр. Потомственный почётный гражданин (1851). С 1824–1829 гг. обучался в Московском императорском театральном училище (ныне Московская академия хореографии, Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина). По окончании принят на службу в московские Императорские театры. Начинал как артист драматической и оперной трупп 1-го разряда. В 1830 г. вместе с Н. И. Куликовым, также воспитанником театрального училища, сочинил оперу-водевиль в одном действии «Прогулки калифа» (на сборную музыку), которая была поставлена в Большом Петровском театре в 1830 г. [прошла единственный раз 27 июня (9 июля), в пользу артиста Виноградского]; в ней приняли участие актёры и певцы Н. В. Репина, А. О. Бантышев, М. С. Щепкин, В. И. Живокини, А. И. Афанасьев. Первый исполнитель партий в операх А. Н. Верстовского «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (1832, Боян), «Аскольдова могила» (1835, Всеслав; обе – дирижёр И. И. Фельцман, режиссёр А. Ф. Акимов) и ряде других русских опер и водевилей. В 1832 г. участвовал в первой на московской императорской сцене постановке пьесы «Рославлев» (текст А. А. Шаховского по роману М. Н. Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году», музыка А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова), сыграл в ней роль Зарецкого (партнёры по премьерному спектаклю: А. Т. Сабурова, М. Д. Львова-Синецкая, Н. В. Репина, П. С. Мочалов, М. С. Щепкин, Н. В. Лавров), исполнял строфы из стихотворения «Певец в стане русских воинов» В. А. Жуковского. Участник многочисленных премьер опер европейских композиторов, в их числе: «Сильвана» К. М. фон Вебера (Альберт, 1832), «Цампа, или Мраморная невеста» Л.-Ж.-Ф. Герольда (Даниил Капуцци, 1833; впервые в России), «Ганс Гейлинг» Г. Маршнера (Стефан, 1838), «Почтальон из Лонжюмо» (Бижу) и «Престонский пивовар» (Оливье Женкинс) А. Адана (обе – 1839) (все – дирижёр Фельцман, режиссёр Акимов), оперы Ф.-А. Буальдьё, Д.-Ф.-Э. Обера, Л. Керубини, Г. Доницетти, Дж. Россини. С 1842 г. одновременно «режиссёр по оперной части с обязанностью иметь надзор за обучением хора певчих», с 1843 г. одновременно «начальник хоров и репетитор по водевильной части» (РГАЛИ. Ф. 659. Оп. 4. Д. 1262. Л. 25). В качестве режиссёра-постановщика сотрудничал с дирижёром И. И. Иоганнисом. В 1842 г. поставил оперу-водевиль в 3 действиях «Вот так пилюли! что в рот, то спасибо!» (либретто Д. Т. Ленского, композитор С. И. Штуцман; оригинальное название «Les pilules du diable» – «Дьявольские пилюли»; сыграл роль Альберта), которая шла на этой сцене около 20 лет (с перерывами). Был первым постановщиком оперы «Эсмеральда» А. С. Даргомыжского (1847), впервые на московской сцене поставил оперу «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1846). Осуществил ряд премьер европейских опер, в их числе: «Фаворитка» (1841), «Любовный напиток» (1842), «Лючия ди Ламмермур» (1843), «Лукреция Борджиа» (1847) Г. Доницетти, «Вильгельм Телль» (под названием «Карл Смелый») Дж. Россини (1846, исполнил в ней заглавную партию), «Ломбардцы в первом крестовом походе» Дж. Верди (1849), «Алессандро Страделла, или Сила песнопения» Ф. фон Флотова (1849, впервые в России).
После пожара в здании Большого Петровского театра (1853) в 1854 г. уволен по сокращению штата, его прошение о приёме обратно в труппу Большого театра не было удовлетворено.
Его жена – Евдокия (Авдотья) Павловна Щепина (1824–?), в труппе Малого театра в 1843–1848 гг.
Арте́мий Марда́рьевич (по театру Щепин 2-й) [1819, место рождения неизвестно – 26.4(8.5).1878, Москва], скрипач. Потомственный почётный гражданин (1857). По ходатайству А. С. Пушкина (см. его письмо управляющему Конторой московских Императорских театров М. Н. Загоскину от 14 июля 1830) в 1831 г. принят в число казённых воспитанников Московского императорского театрального училища. В 1837 г. при поддержке своего знакомого – П. В. Нащокина, друга А. С. Пушкина, получил отпуск за границу на 3 года, учился в Париже у Т. Хаумана (Омана) («г. Оман… сам вызвался быть его учителем» – РГАЛИ. Ф. 659. Оп. 4. Д. 60. Л. 5), выступал в концертах и получил известность. В 1842 г. вернулся в Москву, продолжал выступать, в 1842–1857 гг. служил в оркестре Большого театра (1-й солист оперного и балетного оркестров). С 1860 г. руководил инструментальной мастерской московских Императорских театров, на этой должности сменил умершего тестя, «починщика инструментов» В. Б. Орлова (последний руководил инструментальной мастерской с 1842). Преподавал, среди учеников – скрипач, дирижёр, композитор Ю. Г. Гербер.