Гербер Юлий Густавович
Ге́рбер Ю́лий Густа́вович (Юлиус Густавович Гербер) [1831, Варшава – 20.11(2.12).1883, Москва], российский скрипач, дирижёр, композитор.
Игре на скрипке учился у А. М. Щепина в Москве, выступал как солист. В 1845–1882 гг. служил в московских Императорских театрах. Первоначально скрипач в оркестре Большого театра, около 1856 г. стал первым солистом: играл соло в балетах, в том числе в «Лебедином озере» П. И. Чайковского. В 1869–1882 гг. дирижёр балетного оркестра, также дирижировал концертами с участием солистов театра, гастролёров. «Артист-солист, первая скрипка в оркестре балетного состава – Гербер был популярнейшим дирижёром в Москве. <…> Музыка его сочинения, кроме талантливости композиции и мелодичности, отличалась совершенно исключительной танцовальностью», – писал К. Ф. Вальц (Вальц. 1928. С. 114–115). Одновременно в 1871–1882 гг. инспектор музыки московских Императорских театров. В 1871 г. вошёл в «музыкальный комитет», созданный по его инициативе для улучшения работы оркестра.
Сочинял музыку к балетам и водевилям; автор камерно-инструментальных ансамблей, сочинений для скрипки, романсов. В 1854 г. в Малом театре были поставлены 2 водевиля с его музыкой – «Моя жена – чужая» («водевиль-оперетка» в 2 действиях: «Замысел волокит» и «Необыкновенный муж»; текст – переделка с французского) и «Сосед и соседка» (шёл до середины 1890-х гг.). В 1856 г., во время банкета в Грановитой палате Кремля по случаю коронации императора Александра II, была исполнена его Фантазия для скрипки с оркестром. В Большом театре поставлены 9 балетов с его музыкой: «Папоротник, или Ночь на Ивана Купалу» (1867), «Последний день жатвы» (1868; оба – балетмейстер С. П. Соколов), «Трильби» (1870, балетмейстер М. И. Петипа; все – дирижёр П. Н. Лузин); «Кащей» (1873, музыка написана совместно с В. К. Мюльдорфером), «Стелла» (1875; оба – балетмейстер В. Рейзингер), «Ариадна» (1875, балетмейстеры Рейзингер, А. И. Собещанская), «Бабушкина свадьба» (1878, музыка написана совместно с Э. Бюхнером, балетмейстер Рейзингер), «Арифа, жемчужина Адена» (1881), «Эглея-пастушка» (1881; оба – балетмейстер И. Гансен; все – дирижёр С. Я. Рябов).
В 1871– 1881 гг. альтист квартета Московского отделения Императорского Русского музыкального общества. В 1871– 1874 гг. преподавал игру на скрипке и альте в Московской консерватории.
Жена – Прасковья Прохоровна Лебедева (1838–1917), артистка балета Большого театра.
Их сын – Александр (по другим данным, Андрей) Юльевич Гербер (1863 –1909), скрипач. В Большом театре служил в 1877–1904 гг., до 1901 г. играл в оркестре, одновременно с 1882 г. скрипач-репетитор балетной труппы, в 1901–1904 гг. 2-й дирижёр балета. Сочинял музыку для вставных балетных номеров.
Внук – Николай Александрович Гербер (1887–1965), артист балета, балетмейстер Большого театра.