#Литературы Южной Азии
Литературы Южной Азии
Тег

Литературы Южной Азии

Литературы Южной Азии
Найденo 10 статей
Духовная литература
«Бхагавадгита»
«Бхагавадги́та», древнеиндийская религиозно-философская поэма. Первоначально самостоятельное произведение, в дальнейшем вошла в эпический свод «Махабхарата». Состоит из 700 стихов (шлок), разделённых на 18 глав. Основное учение, изложенное в «Бхагавадгите», сложилось в 3–2 вв. до н. э., но формирование текста поэмы относится к периоду от 7–6 вв. до н. э. до 8–9 вв. н. э. (время появления первых комментариев к «Бхагавадгите»).
Кришна и Арджуна на колеснице. Сцена из эпического свода «Махабхарата». 18–19 вв.
Направления, стили, жанры в литературе
Литература синдхи
Литерату́ра си́ндхи, литература на языке синдхи, одна из литератур Индии. Первые достоверно засвидетельствованные поэтические произведения на синдхи (суфийские стихи) датируются 16 в.; до 19 в. развивалась поэзия преимущественно религиозного содержания. Два поэта-суфия наиболее знамениты: Шах Абдул Латиф (1689–1752), чей компендиум «Послание» почитается и мусульманами, и индусами, и Абдул Ваххаб Сачал (поэтическое имя Сармаст, буквально – опьянённый, 1739–1826), писавший стихи на фарси, урду и синдхи. Основоположником современной поэзии считается Кишинчанд Тиритхдас Кхатри (поэтическое имя Бевас, буквально – беспомощный, 1885–1947). Один из крупнейших представителей новой литературы синдхи – Мирза Калич Бег (1853–1929), филолог, историк, прозаик, поэт, драматург и переводчик, автор первого романа на синдхи – «Зинат» (1890). Со 2-й половины 20 в. литература синдхи развивается в Индии и Пакистане, но за пределами Южной Азии известна и изучена мало.
Литература
Направления, стили, жанры в литературе
Литература хинди
Литерату́ра хи́нди, одна из литератур Индии. Развивается на языке хинди с конца 19 в.; до конца 19 в. под литературой хинди подразумевают совокупность традиций новоиндоарийской словесности «хиндиязычного ареала». Первое крупное и точно датируемое произведение – суфийская аллегорическая поэма «Чандаян» Мауланы Дауда (1379). 16 в. – время расцвета литературы хинди: развивалась поэзия (придворная и в духе бхакти), продолжалась традиция суфийских аллегорических поэм. С утверждением британской власти в «хиндиязычном ареале» (1-я половина 19 в.) распространились книгопечатание и периодика, развитие получили жанры, формы и идеи европейской литературы, зародилась проза. В течение 19 в. сложился современный хинди. Основоположник новой литературы – драматург, эссеист и поэт Бхаратенду Харишчандра; проза достигла зрелости в творчестве Премчанда. Крупные прозаики независимой Индии: Яшпал, Джайнендра Кумар, Пханишварнатх Рену, Нирмал Варма; поэты и драматурги: Нагарджун, Ашк Упендранатх и др.
Литература
Направления, стили, жанры в литературе
Маратхская литература
Мара́тхская литерату́ра, литература на языке маратхи, одна из литератур Южной Азии. Развивается в Индии, преимущественно на территории современного индийского штата Махараштра. Одно из первых произведений – поэтический комментарий к «Бхагавадгите» «Разъяснение истинного смысла» («Бхавартха-дипика»; известен также под названием «Джнянешвари»; конец 13 в.). Самое знаменитое христианское сочинение на маратхи – «Криста-пурана» («Пурана о Христе», 1616) англичанина Т. Стивенса. Среди значительных явлений 17 в. – абханги (религиозные стихи-песнопения) Тукарама, религиозно-политический трактат «Наставление рабу [Божьему]» Рамдаса, переложение и комментарий «Бхагавадгиты» поэта и философа Вамана Пандита. В 17–18 вв. на основе фольклора сложились жанры повада (историческая баллада), лавани (лирика, в основном любовная) и бакхар (историческая хроника). Первый роман – «Странствие Ямуны» (1857) Б. Падманджи. Во 2-й половине 19 – 1-й половине 20 вв. развивалась публицистика (Дж. Пхуле, Г. Х. Дешмукх, Г. Г. Агаркар, В. Чиплункар). Первый современный поэт на маратхи – Кешавсут. Первый значительный драматург – Б. П. Кирлоскар («Шакунтала», 1880). «Золотым веком маратхской драмы» называют конец 19 – начало 20 вв. (Г. Б. Дэвала, Ш. К. Кольхаткар, К. П. Кхадилькар, Говиндаградж и др.). В 20 в. утвердился жанр рассказа (Д. К. Келькар, Г. Г. Лимае, В. Мадгулькар, Г. Г. Гадгил и др.), появились поэты, пишущие и на маратхи, и на английском языке (А. Б. Колаткар, Д. П. Читре), и т. н. литература далитов – представителей неприкасаемых и низших каст индийского общества, отразившая их мировоззрение и отстаивающая их интересы (А. К. Камбле, А. Сатхе, Н. Л. Дхасал).
Литература
Направления, стили, жанры в литературе
Санскритская литература
Санскри́тская литерату́ра, литература на санскрите, одна из классических литератур Южной Азии. В узком смысле санскритская литература – совокупность произведений на санскрите, которые могут быть названы художественными; при более широком толковании в санскритскую литературу включают также религиозные, философские, научные и другие тексты. К ранним памятникам санскритской литературы (в широком смысле) относятся «Махабхарата» (письменная фиксация предположительно в 3–4 вв. н. э.), «Рамаяна» и пураны. Время расцвета санскритской литературы – со 2–3 вв. до 12–13 вв. Традиция санскритской литературы никогда не прерывалась; в Южной Азии, прежде всего в Республике Индия, до сих пор создаются стихотворения, поэмы, рассказы, романы и учёные трактаты на санскрите. Знакомство западных учёных и литераторов с санскритской литературой в конце 18 в. оказало воздействие на творчество ряда европейских писателей, в том числе И. В. Гёте и немецких романтиков.
Литература
Национальная традиция в культуре
Парде-хани
Парде́-хани́ (в принятой латинской транскрипции parda-xwānī, буквально «чтение полотна», также parda-dārī, šamā’il-gardānī; پرده خوانی), одна из наиболее распространённых в Иране разновидностей сказительского искусства, известная с 17–18 вв. Представляет собой театрализованный рассказ о событиях, изображённых на холсте. Сюжеты парде-хани по преимуществу религиозного характера, чаще всего повествуется о мученической гибели третьего шиитского имама, Хусейна ибн Али, а также о чудесных деяниях шиитских имамов; кроме того, сказители, парде-ханы, могли черпать сюжеты из персидской эпической традиции. Выступления профессиональных парде-ханов проходили в любом общественном месте, от сельской площади до городской кофейни; сказители работали в одиночку либо пользовались помощью ассистентов (bačča-muršid).
История
Термины
Литература майтхили
Литерату́ра майтхи́ли, литература на языке майтхили, одна из литератур Южной Азии. Представлена в Республике Индия и в Непале. Зародилась в Митхиле (ныне северный Бихар и юг Непала), одном из центров традиционной индийской учёности; до 20 в. существовала как придворная литература. Основоположником современной майтхильской литературы считается Чанда Джа, который перевёл на майтхили сборник рассказов Видьяпати «Испытание человека» (1889) и переложил «Рамаяну» (1898). В настоящее время развивается в условиях жёсткой конкуренции с более развитыми индийскими литературами, прежде всего литературой хинди и бенгальской литературой.
Литература
Термины
Литература манипури
Литерату́ра манипу́ри, литература на манипурском языке, одна из литератур Южной Азии. Развивается в индийском штате Манипур и в манипурской диаспоре, главным образом в Бангладеш. Среди памятников ранней литературы манипури – «Следы Пантхоиби» (17 в.), прозаическое повествование о женщине, презревшей обычаи ради свободы. Создатели новой литературы манипури: Ламабам Камал Сингх – автор первого современного романа в литературе манипури «Мадхави» (1930) и сборника стихотворений «Гирлянда» (1931), признанного классическим произведением современной поэзии манипури; Кхвайракпам Чаоба Сингх, прославившийся историческим романом «Лавангалата» (1940); Хиджам Ангангхал Сингх, автор романа «Джахера» (около 1930) о любви юноши-индуса и девушки-мусульманки и эпической «Поэмы о Кхамба и Тхоиби» (1940), ставшей национальным эпосом манипурцев. Современная литература манипури отражает сложные проблемы интеграции Манипура в полиэтническую и мультикультурную Республику Индия.
Литература
Национальная традиция в культуре
Наккали
Наккали́, профессиональная сказительская традиция на персидском языке, распространённая преимущественно в Иране. В репертуар исполнителей-наккалей (naqqāl) входят героические сказания, предания о подвигах почитаемых в исламе деятелей, авантюрные народные романы. Истоки искусства наккали относятся к периоду существования Парфянского царства. Его расцвет пришёлся на эпоху Сефевидов (1501–1722), а упадок начался с приходом к власти Резы-шаха Пехлеви (1925–1941). В 21 в. сказительство в Иране сохраняется усилиями нескольких энтузиастов и являет собой скорее историческую реконструкцию, нежели живую традицию. В 2011 г. искусство наккали было включено ЮНЕСКО в Список объектов нематериального культурного наследия, нуждающихся в срочной охране.
История