Сравнительно-историческое литературоведение
Сравни́тельно-истори́ческое литературове́дение (компаративизм, компаративистика; лат. comparativus – сравнительный), раздел науки о литературе, изучающий сходства и различия, связи и взаимовлияния литератур стран и народов мира.
Обычно различаются сходства и аналогии типологические (возникают независимо друг от друга благодаря общности исторического развития) и литературные влияния и связи («встречные течения», в терминологии Александра Н. Веселовского, которые появляются при контактах различных литератур, но лишь тогда, когда потребность в обращении к опыту чужой культуры возникает в ходе собственного развития воспринимающей литературы). Предметом компаративистики могут быть жанры, стили, направления, конкретные литературные произведения или особенности творческой манеры отдельных писателей; изучаются не только единовременные явления, но и принадлежащие разным эпохам. Типологические сходства часто перекрещиваются с взаимовлияниями; любое влияние связано с частичной переработкой и трансформацией заимствованного образца в соответствии с традициями воспринимающей стороны.
Идеи компаративизма можно проследить в трудах И. Г. Гердера, в размышлениях о «всемирной литературе» И. В. Гёте. Своеобразным манифестом сравнительно-исторического литературоведения стало занимающее целый том предисловие немецкого филолога Т. Бенфея к немецкому переводу сборника древнеиндийских рассказов «Панчатантра» (1859). Первой книгой компаративизма принято считать исследование английского учёного Г. М. Поснетта «Сравнительное литературоведение» (1886). Интенсивное развитие сравнительно-историческое литературоведение получило в Европе и США после Первой мировой войны 1914–1918 гг., когда в 1921 г. в Париже стал выходить специальный журнал «Revue de littérature comparée», основанный крупнейшим представителем французской компаративистики Ф. Бальдансперже. После Второй мировой войны 1939–1945 гг. сложились 2 центра сравнительно-исторического литературоведения – во Франции (П. Ван Тигем, М. Ф. Гюйяр) и в США (В. Фридерих).
В России сравнительный метод одним из первых применил О. Ф. Миллер, который в диссертации «О нравственной стихии в поэзии на основании исторических данных» (1858) соотнёс древнеиндийскую, древнегреческую, римскую, средневековую литературы, доказывая «вездесущие нравственные начала». Крупнейший представитель сравнительно-исторического литературоведения в 19 в. – Александр Н. Веселовский, в трудах которого компаративистика из частной проблемы «влияний» превратилась в методологическую концепцию общего литературоведения. Теоретическое обоснование этот метод впервые получил в его вступительной университетской лекции «О методе и задачах истории литературы как науки» (1870). В русле сравнительно-исторического литературоведения развивалась деятельность его брата – Алексея Н. Веселовского. К сравнительно-историческому литературоведению обратился А. И. Кирпичников в диссертации «Опыт сравнительного изучения западного и русского эпоса. Поэмы ломбардского цикла» (1873). В 20 в. наиболее значительные труды в области сравнительно-исторического литературоведения принадлежат М. П. Алексееву, А. И. Белецкому, Н. К. Гудзию, В. М. Жирмунскому, Н. И. Конраду, В. Ф. Шишмарёву. В конце 1940-х гг. многие отечественные литературоведы подверглись гонениям как представители «буржуазного компаративизма» и «космополитизма». Сравнительно-историческое литературоведение как научная дисциплина, фактически запрещённая в сталинскую эпоху, было реабилитировано в результате дискуссии о взаимосвязях и взаимодействии национальных литератур в январе 1960 г. Участие в организуемых с 1955 г. конгрессах Международной ассоциации сравнительного литературоведения (AILC), в съездах славистов и иных международных форумах дало новый импульс к развитию сравнительно-исторического литературоведения в России.