Сабурова Екатерина Александровна
Сабу́рова Екатери́на Алекса́ндровна (в замужестве Сорокина) [1829, Москва (?) – 18.9(1.10).9.1905, Санкт-Петербург; похоронена в храме Сошествия Святого Духа на Митрофаниевском кладбище], российская актриса, певица (контральто).
Дочь московских актёров Аграфены Тимофеевны Сабуровой и Александра Матвеевича Сабурова; её сестра, Варвара Александровна Куликова, и брат, Константин Александрович Сабуров (1828 или 1827 – 1870), также служили на императорской сцене. Пению и сценическому искусству училась дома под руководством матери.
В 1846–1855 гг. артистка московских Императорских театров (по сцене Сабурова 2-я). Зачислена в штат после успешного дебюта в роли Валентины в водевиле «Двадцатилетний опекун» А. Мельвиля осенью 1845 г. Первоначально играла водевильные роли с пением, однако, решив серьёзно заняться постановкой голоса и посвятить себя опере, стала брать уроки у частного учителя К. Трамбони, затем – в Московском императорском театральном училище (ныне Московская академия хореографии и Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина) у Феста. С разрешения директора Императорских театров А. М. Гедеонова ездила в трёхнедельный отпуск в Санкт-Петербург слушать итальянскую оперу. В первой половине 1850-х гг. два сезона пела на сцене Большого Петровского театра в операх, в их числе «Лукреция Борджиа» Г. Доницетти (Маффио Орсини), «Жизнь за царя» М. И. Глинки (Ваня). Одновременно продолжала играть в комедиях и водевилях на сцене Малого театра. «Были роли, которые она исполняла очень хорошо. <…> Перейдя в оперу, она занимала все первые контральтовые партии. Самая лучшая похвала, которую мы можем ей сделать – та, что К. [Катерина] А. Сабурова 2-я лучше всех исполнила до сих пор никем невыполненную как должно, трудную роль Софьи Павловны (в «Горе от ума»)...» (Корреспондент. Московский вестник. Московский театр. 1855. С. 10). Партнёры по московской сцене: Н. М. Медведева, А. Т. Сабурова, В. И. Живокини, И. В. Самарин, С. В. Шумский, М. С. Щепкин и др.
1(13).9.1855 г. переведена в Санкт-Петербург в труппу Александринского театра; переехала вместе с матерью. В том же году дебютировала в драме «Русская боярыня ХVII века» П. Г. Ободовского, однако на протяжении двух первых сезонов почти не выступала. После 2-го дебюта в октябре 1857 г. (роль Елены Глинской в одноимённой пьесе Н. А. Полевого) с разрешения Гедеонова определена для выступления в ролях трагического репертуара, но вскоре переведена режиссёром А. А. Яблочкиным на опереточный репертуар (временно). Сыграла роли в пьесах У. Шекспира – Гертруда («Гамлет»), Регана («Король Лир»); А. Н. Островского – Глумова («На всякого мудреца довольно простоты»), Кабанова («Гроза»), Анфиса Карповна («Старый друг лучше новых двух»), Уланбекова («Воспитанница»); роли Антонины («Велизарий» Э. Шенка, переделка П. Г. Ободовского), Хлёстовой и Тугоуховской («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Ислаевой («Месяц в деревне» И. С. Тургенева), Серафимы Михайловны («Виноватая» А. А. Потехина), Марии Григорьевны, жены Годунова («Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого) и др. На Александринской сцене её партнёрами были: Р. Б. Аполлонский, П. В. Васильев, К. А. Варламов, П. И. Григорьев, В. Н. Давыдов, П. И. Зубров, Е. Н. Жулёва, Ю. В. Корвин-Круковский, А. П. Ленский, Л. Л. Леонидов, Ю. Н. Линская, А. М. Максимов, И. И. Монахов, П. И. Орлова, М. Г. Савина, Ф. А. Снеткова, И. И. Сосницкий, В. В. Стрельская и др. В труппе числилась до 1890-х гг., однако на сцену в эти годы уже не выходила.
Приписываемые авторству Е. А. Сабуровой литературные сочинения (Сабурова Е. А. Рассказы Е. Сабуровой. Санкт-Петербург, 1897) в действительности принадлежат её полной тёзке – Екатерине Александровне Сабуровой, в замужестве баронессе Фредерикс (1832–1917) (Фонды дворянской семьи Сабуровых: РГИА, фонд 1044, оп. 1; ГАРФ, фонд 1074).