Сабуров Александр Матвеевич
Сабу́ров Алекса́ндр Матве́евич [1800, Орловская губерния – 28.6(10.7).1831, Москва; похоронен на Ваганьковском кладбище], российский артист драмы, певец (бас).
Брат-близнец певицы Дарьи Матвеевны Лавровой. В 1809–1821 гг. обучался в Московском императорском театральном училище (ныне Московская академия хореографии, Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина), в числе лучших воспитанников по направлению Дирекции московских Императорских театров слушал лекции в Московском университете.
По окончании училища зачислен в штат московских Императорских театров. «Еще в Школе обнаружил он сценические дарования и с успехом занимал многие роли. <…> Ловкость, приятность и благородство телодвижений, выразительное лицо, обширная память, здравый смысл, верность эстетического чувства и достаточное образование – все со временем обещало в Сабурове отличного артиста. Часть сих обещаний выполнилась к полному удовольствию публики...» (Молва. 1831. С. 12–13).
В 1821 г. директор московских Императорских театров А. А. Майков направил А. М. Сабурова в Санкт-Петербург для ознакомления с игрой первых актёров императорской сцены. Здесь актёр познакомился с манерой игры, в частности, И. И. Сосницкого. В Санкт-Петербурге Сабуров с огромным успехом выступил в роли графа Альмавивы (комедия «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» П.-О. де Бомарше). Дирекция петербургских Императорских театров пожелала оставить Сабурова в Петербурге как артиста, «подающего самые лестные надежды» (Некрология Александра Матвеевича Сабурова. С. 21), однако А. А. Майков согласия не дал.
На сцене Большого Петровского театра Сабуров занимал ведущее положение, играя роли первых любовников. Репертуар его был обширен: он выступал в операх-водевилях, комедиях-водевилях, драмах, во многих пьесах А. А. Шаховского, А. И. Писарева, Д. Т. Ленского, в переделках и переводных пьесах. Обладал прекрасными внешними данными и дикцией. Проявил себя как прекрасный комический актёр; «в ролях светских молодых людей, повес и роли, где требовалось достоинство высшего круга, играл чрезвычайно хорошо» (Арапов П. Н. Драматический альбом с портретами русских артистов и снимки с рукописей. Москва, 1850. С. LXXXVI). С успехом исполнял роль Фигаро в комедиях Бомарше «Севильский цирюльник...» и «Женитьба Фигаро» (обе – 1829): «Успех его превзошел все ожидания. В России никто не играл и вероятно никогда не сыграет роли севильского цирюльника с таким совершенством, как Сабуров» (Некрология Александра Матвеевича Сабурова. С. 22). Современники сравнивали его с И. И. Сосницким: «По своему амплуа, г. Сабуров соперничествовал с Сосницким и, уступая ему первенство во многом, часто бывал для него опасным совместником, а иногда и побеждал его» (Молва. С. 13).
Переделал с французского водевиль «Опыт артистов, или Авось удастся», имевший значительный успех при постановке в его бенефис (1825).
В качестве танцора выступал в дивертисментах, давал уроки танцев в аристократических домах.
В числе партнёров по сцене: Аграфена Тимофеевна Сабурова (его жена с 1822), А. О. Бантышев, П. А. Булахов, В. И. Живокини, Н. В. Лавров, М. Д. Львова-Синецкая, П. С. Мочалов, В. И. Рязанцев, М. С. Щепкин.
Умер от холеры.
Из пятерых детей А. М. Сабурова и А. Т. Сабуровой актёрами стали трое: Екатерина Александровна Сабурова, Варвара Александровна Куликова, Константин Александрович Сабуров (1828 или 1827 – 1870).