Варламов Константин Александрович
Варла́мов Константи́н Алекса́ндрович [11(23).5.1849, Санкт-Петербург – 2(15).8.1915, там же], российский актёр. Сын композитора А. Е. Варламова. В юности принимал участие в любительских спектаклях. В 1867 г. поступил в Театр А. М. Читау-Огарёвой в Кронштадте. В течение 8 лет служил в провинциальных театрах (Вильно, Гельсингфорс, Саратов, Казань, Нижний Новгород и др.). Огромное сценическое обаяние, необычайная простота и искренность исполнения быстро сделали Варламова известным комедийным актёром. В 1874 г. занял положение премьера в театре Ф. К. Смолькова в Нижнем Новгороде, одном из лучших провинциальных театров того времени. Обладая хорошим голосом, Варламов выступал и в опереттах. С 1875 г. до конца жизни – в Александринском театре. Его игре было присуще соединение яркой и смелой буффонады с психологически глубокой разработкой характеров, тонким лиризмом. Продолжая и развивая традиции Я. Д. Шумского, А. Г. Ожогина, В. И. Живокини и др., Варламов охотно прибегал к импровизации, злободневным шуткам. Играя в водевилях и комедиях, с одной стороны, выражал полное доверие к происходящему на сцене, а с другой – как бы находясь в заговоре с публикой – иронизировал над водевильными происшествиями в непосредственных беседах со зрительным залом, во всевозможных шутках («отсебятинах»). Варламова называли «царём русского смеха». Роли: Менелай («Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха), Варравин («Дело» А. В. Сухово-Кобылина), Юсов, Чугунов, Берендей, Крутицкий («Доходное место», «Волки и овцы», «Снегурочка», «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского; всего в его пьесах Варламов исполнил 29 ролей), Осип и Городничий, Кочкарёв и Яичница («Ревизор» и «Женитьба» Н. В. Гоголя), Чичиков и Собакевич («Мёртвые души» по Гоголю), Сганарель («Дон Жуан» Мольера), Большинцов («Месяц в деревне» И. С. Тургенева) и др. В 1880-х гг. Варламов тяжело заболел. Не имея возможности свободно передвигаться по сцене, играл преимущественно сидя; однако необычайное интонационное богатство, мимическая выразительность, точный и характерный жест придавали разнообразным персонажам Варламова органичность и убедительность.