«Русский вестник» (журнал, 1808–1820, 1824)
«Ру́сский ве́стник», журнал, выходивший ежемесячно в 1808–1820 и 1824 гг. в Москве (всего вышло 166 книг). Имел монархическую и патриотическую направленность. Издатель – С. Н. Глинка.
К созданию журнала Глинку подтолкнул памфлет Ф. В. Ростопчина «Мысли вслух на Красном крыльце» (1807), в котором критиковались французская культура и галломания русского образованного общества.
В декабре 1807 г. газета «Московские ведомости» (№ 102) анонсировала выход журнала, само название которого словно полемизировало с «Вестником Европы» Н. М. Карамзина. Во вступлении к первому номеру С. Н. Глинка изложил программу издания: публикация материалов, посвящённых культуре и знаменательным событиям отечественной истории, пропаганда русской культуры и ценностей: «"Русский вестник" посвящается русским» (Русский вестник. 1808. Кн. 1. С. 9). Там же Глинка дал понять читателю, что другой важнейшей целью издания станет разоблачение идеологии Просвещения: «И так, замечая нынешние нравы, воспитание, обычаи, моды и проч., мы будем противополагать им не вымыслы романические, но нравы и добродетели праотцов наших» (Русский вестник. 1808. Кн. 1. С. 6).
До 1814 г. журнал выходил ежемесячно (из 3 книг складывалась часть). В 1814–1815 гг. вышло по 15 номеров в год без разделения на части, в 1816 г. – 22 номера в 11 книжках. В 1817 г. вышло 24 номера в 12 книжках, появилось 2 раздела: 1) отечественные ведомости и иностранные известия; 2) русская история. В 1818 г. 24 номера вышли в 6 книжках (Кн. 1. № 1–2; Кн. 2. № 3–4; Кн. 3. № 5–6; Кн. 4. № 7–14; Кн. 5. № 15–20; Кн. 6. № 21–24), журнал состоял из 2 разделов: 1) отечественные ведомости и иностранные известия; 2) семейное чтение. В 1819 г. 24 номера заняли 7 книжек (Кн. 1. № 1–4; Кн. 2. № 5–8; Кн. 3. № 9–10; Кн. 4. № 11–12; Кн. 5. № 13–20; Кн. 6. № 21–22; Кн. 7. № 23–24); состоял из 2 разделов: 1) отечественные ведомости и иностранные известия; 2) новое детское чтение, или вечера доброго отца семейства. В 1820 г. вышло 11 номеров, в 1824 г. – 9 номеров.
Автором большинства работ выступил сам издатель, периодически публиковались сочинения А. С. Шишкова, Г. Р. Державина, П. И. Голенищева-Кутузова, Н. А. Полевого, Ф. В. Ростопчина (опубликовал несколько работ, в том числе воспоминания об А. В. Суворове «Письмо к издателю от 28 генваря 1808, село Вороново» // Русский вестник. 1808. Кн. 3. С. 241–249) и др.
Изначально содержание номеров не имело политической окраски: стихотворения, повести, исторические анекдоты, статьи о культуре и пр. Хотя Глинка уверял читателей: «Я не говорю: "Ненавидь иноплеменных", сохрани боже! Все люди братья» (Русский вестник. 1808. Кн. 2. С. 251), постепенно на страницах журнала появлялось всё больше резких выпадов против французского императора Наполеона I (в 1807–1812 официально являлся союзником российского императора), французской культуры и галломании российского дворянства, а также возросло количество статей на военные темы. Весной 1808 г. «Русский вестник» вызвал недовольство французского посланника А. де Коленкура и привлёк внимание императора Александра I статьёй, в которой Тильзитский мир 1807 г. был назван лишь временным перемирием перед неизбежной войной. Профессор Московского университета А. Ф. Мерзляков, выступивший цензором журнала, получил выговор, Глинка лишился должности сочинителя и переводчика при Новом императорском (Арбатском) театре, но запрета на издание не последовало. Журнал приобрёл необычайную популярность и охватил широкую аудиторию читателей (особенно в провинции), однако, несмотря на монархическую направленность, вплоть до 1812 г. оставался оппозиционным официальной правительственной линии на сохранение союза с Французской империей.
В «Русском вестнике» читателю предлагалась идеализированная картина патриархального прошлого, где монарх был отцом всего народа и примером своим учреждал «нравы и мнение общественное» (Глинка С. Н. Замечания на некоторые иноплеменные сказания о нравственности русского народа // Русский вестник 1812. № 6. С. 53). Мифологизировались личности монархов: Пётр I – «Божество-хранитель», действующий в рамках национальных традиций, Екатерина II – «истинная Матерь народа, русская не по происхождению, а по усвоенной в России системе ценностей» (цит. по: Лупарева. 2019. С. 356) и т. д. Отстаивалась необходимость самодержавия и сохранения жёсткой иерархической структуры общества, популяризировались национальные герои (Александр Ярославич Невский, Дмитрий Иванович Донской, Кузьма Минин и князь Д. М. Пожарский). Критиковалось наследие французских просветителей (Вольтера, Дидро и др.): по мнению С. Н. Глинки, именно рационалистическая философия привела к Французской революции и ужасам якобинской диктатуры и произведения французских просветителей могли «сеять семена революционности на отечественной почве» (Лупарева. 2019. С. 350).
Особое внимание Глинка уделял проблемам образования. Он утверждал, что учителя-иностранцы способствуют нравственной деградации дворянства и уничтожают в воспитанниках зачатки национальной гордости, критикуя климат и нравы России, которая якобы «сотворена только для медведей» и населена «дикарями» (Глинка С. Н. Мысли про себя // Русский вестник. 1808. № 3. С. 256). В качестве решения Глинка предлагал программу «отечественного воспитания», включавшую обязательную вовлечённость родителей в воспитание детей и организацию образовательного процесса на государственном уровне (подготовка педагогических кадров, преподавание на русском языке, учреждение училищ и пансионов, составление учебных пособий).
Морализаторство, консервативно-националистический тон материалов, несовершенство слога с первых дней существования журнала вызывали насмешки либерально настроенной общественности: полемика Глинки и П. И. Шаликова, разразившаяся на страницах журнала «Аглая» в 1808–1809 гг., статьи в «Московском вестнике» и журнале «Цветник», сказка А. Е. Измайлова «Калмык-оратор» (1811), стихотворение А. Ф. Воейкова «Дом сумасшедших» (1818).
К. Н. Батюшков в сатирическом обзоре литературной среды «Видение на брегах Леты» (1809, распространялось в списках, опубликовано в журнале «Русская беседа», 1841, т. 1) акцентировал внимание на причудливом сочетании нарочитого патриотизма издателя с зависимостью от западноевропейской культуры. Батюшков припомнил Глинке увлечение идеями Ж.-Ж. Руссо, авторство пьес в духе Ж. Расина, художественный перевод произведений Э. Юнга [«Юнговы ночи, в стихах», 1806 («The Complaint: or Night-Thoughts on Life, Death, & Immortality», 1755)] и публикации статей о воспитании в лучших традициях английского философа Дж. Локка:
Да кто же ты? – Жан Жак я русский,
Расин и Локк и Юнг я русский!
Три драмы русских сочинил,
Для русских – нет уж боле сил!
Во время Отечественной войны 1812 г. деятельность С. Н. Глинки получила официальное признание: он был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени и суммой в 300 тыс. руб. на издание журнала (впоследствии вернул в казну). Записавшись ратником в Московское народное ополчение, организовывал патриотические манифестации (подробнее см.: Предтеченский. 1999. С. 125–127). Большинство работ Глинки этого периода проникнуты героическим пафосом («Усердие русского купечества к военнослужащим», кн. 9; «Добродетельный подвиг мещанина Семёна Зунькова», «Подвиг крестьянина Суеты, или за правду и честь приготовься и голову несть», оба – кн. 10, и др.), значительное место в журнале отведено патриотическим стихам – одам и гимнам. Французская армия изображена в карикатурном виде, в статьях разоблачается коварство противников («Мысли о вероломном вторжении французов в пределы России», «Неизменность французских злоумышлений против России», кн. 9; об особенностях литературных и публицистических приёмов Глинки подробнее см.: Киселева. 1983. С. 18–30).
В 1811–1813 гг. количество подписчиков варьировалось от 600 до 800 человек. В 1813 г. журналу ещё удавалось сохранять популярность благодаря описанию подвигов русских войск, однако по окончании заграничных походов российской армии 1813–1814 гг. тираж начал сокращаться. Издатель, не уловив перемен в общественном настроении, продолжал славословить русскую доблесть и обличать галломанию, и в результате журнал утратил читательские симпатии.
В 1816–1820 и 1824 гг. журнал назывался «Русский вестник в пользу семейственного воспитания, издаваемый Сергеем Глинкою». Попытки оживить издание оказались бесплодными: ни раздел с зарубежными новостями (с 1816), ни новые рубрики («Семейственное чтение», 1818; «Новое детское чтение, или Вечера доброго отца семейства», 1819) не заинтересовали подписчиков. В 1820 г. «Русский вестник» вышел в качестве приложения к журналу «Новое детское чтение», в 11-й книжке сообщалось о прекращении издания. Попытка возродить журнал в 1824 г. не снискала успеха (вышло всего 9 книжек).