Литературные издания

Литературные издания

Литературный рынок и литературный быт

Литературный рынок и литературный быт
Журнал «Красная нива». 1925. № 3. Обложка

«Красная нива» (журнал)«Красная нива» (журнал)

«Кра́сная ни́ва», российский литературно-художественный журнал (1923–1931). В 1923–1930 гг. – еженедельный, с 1930 г. – декадный; приложение к газете «Известия». В редколлегию входили А. В. Луначарский (1923–1930), Ю. М. Стеклов (1923–1925), И. И. Скворцов-Степанов (1925–1928), В. П. Полонский (1926–1930) и др. На страницах журнала публиковалась малая проза М. М. Пришвина, В. Я. Шишкова, Вс. В. Иванова, Б. А. Пильняка, А. Н. Толстого и др.; лирика С. А. Есенина, Э. Г. Багрицкого, А. Ширяевца и др. Изредка печатались крупные произведения: романы «Блистающий мир» (1923) А. Грина, «Приключение дамы из общества» (1923) М. С. Шагинян, «Записки Д’Аршиака» (1929) Л. П. Гроссмана, отрывки из романов Л. М. Леонова «Соть» (1929, № 47), А. Весёлого «Гуляй, Волга» (1930, № 9), а также переводы прозы Р. Роллана, Г. Уэллса, А. Барбюса, О. Генри и др. Изначально журнал проявлял интерес к жизни крестьянства, но с началом коллективизации политика издания изменилась: так, А. З. Лежнев в статье «Литературная молодежь» (1929, № 17) предупреждал Ф. И. Панфёрова и М. А. Шолохова (после выхода «Брусков» и 1-й части «Тихого Дона») об опасности увлечения «крестьянским мироощущением».
Журнал «Прожектор». 1924. № 2 (24). Обложка

«Прожектор» (журнал)«Прожектор» (журнал)

«Проже́ктор», российский иллюстрированный литературно-художественный и сатирический журнал. Выходил в 1923–1935 гг. при газете «Правда»; до 1927 г. раз в две недели, в 1928–1929 гг. еженедельно; в 1930–1931 гг. выпущено 36 номеров, в 1932 г. – 24, в 1933 г. – 16, в 1934 г. – 12, в 1935 г. – 10. В редколлегию входили Н. И. Бухарин (до 1931), А. К. Воронский (до 1927). В юмористических рассказах и фельетонах (Л. И. Гумилевский, М. М. Зощенко, М. Л. Слонимский, В. Я.  Шишков, М. А. Шолохов) преобладали темы крестьянского и рабочего быта; в баснях и сатирических стихах (Н. Н. Асеев, Д. Бедный, А. И. Безыменский, В. М. Инбер, В. В. Маяковский, М. А. Светлов) высмеивались недостатки отдельных учреждений, многие произведения имели антирелигиозную направленность. В журнале также публиковались политические обозрения, бытовые и публицистические очерки, новости искусства, науки и техники, карикатуры. С журналом сотрудничали художники В. Н. Дени, К. С. Елисеев, Б. Е. Ефимов, В. И. Козлинский, Кукрыниксы, Д. Моор и др.
Журнал «Die neue Rundschau». 1911. Обложка

Die neue RundschauDie neue Rundschau

Die neue Rundschau («Новое обозрение»), один из старейших литературных журналов Германии и Европы. Основан в 1890 г. при издательстве S. Fischer Verlag О. Брамом и С. Фишером. Выходил под названиями Freie Bühne für modernes Leben («Свободная сцена современной жизни»; до 1894), Die Neue Deutsche Rundschau («Новое немецкое обозрение»; до 1904). Задумывался как форум для поддержки искусства и литературы натурализма, но с момента появления журнала его охват и направленность значительно расширились. Под руководством О. Би (главный редактор в 1894–1922) стал наиболее значимым немецкоязычным литературным журналом, с которым сотрудничали немецкие и австрийские писатели Т. Манн, Р. Вальзер, А. Дёблин, Г. фон Гофмансталь, Р. Музиль, выдающиеся критики (А. Керр), учёные (Г. Брандес, М. Шелер). В 1944 г. закрыт нацистскими властями, в 1945 г. возобновлён Г. Берман-Фишером. Журнал публикует архивные материалы, произведения современных писателей, статьи по дискуссионным вопросам творчества и искусства в современном мире, литературную критику. Архив журнала оцифрован и доступен по подписке.
Издания

manuskriptemanuskripte

manuskripte («манускрипты»), австрийский литературный журнал. Основан в 1960 г. при Ассоциации писателей и художников Forum Stadtpark в Граце как площадка для авангардной и независимой литературы и культуры, объединяющая писателей послевоенного поколения. Выходит 4 раза в год. Основатель и первый главный редактор – писатель А. Коллерич, после его смерти в 2020 г. пост занял соиздатель, писатель А. Унтервегер. В журнале публиковались произведения писателей австрийского неоавангарда (поэты «Венской группы», прозаики «Грацской группы»), П. Хандке, первые произведения В. Бауэра, Э. Елинек, Ф. Майрёккер и др. Печатаются только неопубликованные прежде произведения поэзии, прозы, эссеистика, интервью с писателями, воспоминания о писателях. Авторы журнала: И. Айхингер, У. Видмер, Г. Йонке, Р. Менассе, Б. Фришмут, О. Б. Мартынова и др. С основания издания существует традиция авторских чтений, с 1976 г. журнал организует литературные симпозиумы. С 1980 г. Грац присуждает премию manuskripte для австрийских писателей. С 1981 г. земля Штирия вручает премию лучшим писателям, публикующимся в manuskripte.
Журнал «Красная Новь». 1932

«Красная новь» (журнал)«Красная новь» (журнал)

«Кра́сная новь», литературно-художественный и общественно-политический журнал, выходил в Москве в 1921–1942 гг. ежемесячно. Первый советский толстый журнал, созданный с целью привлечь писателей-«попутчиков» на сторону власти. Среди советских журналов 1920-х гг. «Красная новь» выделялась широтой диапазона публикуемых произведений без различия литературных группировок и корректностью тона критики. В 1927–1929 гг. редколлегией фактически руководил В. Н. Васильевский. Главные редакторы после 1929 г.: Ф. Ф. Раскольников (до 1930), критик И. М. Беспалов (1930–1931), А. А. Фадеев (1931–1932), критик В. В. Ермилов (1932–1938). С 1938 г. выходил под руководством редколлегии (В. М. Бахметьев, Ф. А. Березовский, Вс. В. Иванов, И. К. Луппол, Ф. И. Панфёров, А. А. Фадеев, М. С. Шагинян). Тираж: 15 тыс. экз. (1921, № 1), 25 тыс. (1921), 10–12 тыс. (1922), 12–15 тыс. (1929), 22 тыс. (1932), 45 тыс. (1941).
Журнал «Тридцать дней». 1935. №2. Обложка

«Тридцать дней» (журнал)«Тридцать дней» (журнал)

«Три́дцать дне́й», российский ежемесячный художественно-литературный и научно-популярный иллюстрированный журнал. Издавался в Москве в 1925–1941 гг. издательством «Земля и фабрика» (1925–1930), затем Гослитиздатом (1930–1941, ныне «Художественная литература»). Редакцию в разные годы возглавляли А. С. Андрейчик, В. И. Нарбут, В. И. Соловьёв и др., с 1937 г. редколлегия – без главного редактора. Специализировался на публикации коротких рассказов, фельетонов, очерков, отличался разнообразием материала, сложностью вёрстки. На страницах журнала печатались И. Э. Бабель, М. Е. Кольцов, Л. В. Никулин, Ю. К. Олеша, К. Г. Паустовский, М. М. Пришвин, Л. М. Рейснер, В. Я. Шишков, В. Б. Шкловский, И. Г. Эренбург и др. Переводная литература представлена произведениями А. Барбюса, Э. Колдуэлла, Ш. Андерсона, К. Чапека, Дж. Б. Пристли и др. Помимо малой прозы в «Тридцати днях» публиковались романы Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой теленок» (1931. № 1–7; № 9–12; в № 8 вместо глав романа опубликовано предисловие А. В. Луначарского к американскому изданию книги И. Ильфа и Е. Петрова «И. Ильф и Е. Петров»). С журналом сотрудничали художники Кукрыниксы, Б. Е. Ефимов, Д. Н. Кардовский и др.
Журнал «Сибирские огни». 1960. № 11. Обложка

«Сибирские огни» (журнал)«Сибирские огни» (журнал)

«Сиби́рские огни́», российский литературный журнал, издающийся в Новосибирске с 1922 г. В первую редколлегию входили Е. М. Ярославский, Ф. А. Березовский, Д. Г. Тумаркин, В. П. Правдухин, М. М. Басов. Журнал изначально был идейно близок группе «Перевал», по оформлению и содержанию ориентировался на «Красную новь». В 1928 г. редакцию обвинили в «сменовеховском национализме» и «областничестве», назначили новый состав (А. П. Оленич-Гнененко, А. А. Ансон, В. А. Итин). С 1930 г. орган печати Сибирской ассоциации пролетарских писателей (СибАПП). Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. журнал выходил как альманах, в расширенном формате возобновлён в 1946 г. С 1958 г. выходит ежемесячно. В разные годы в журнале издавались произведения В. А. Итина, А. Л. Коптелова, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, В. М. Шукшина, Г. М. Прашкевича и многих других.
Журнал «Литературный современник». 1935. Обложка

«Литературный современник»«Литературный современник»

«Литерату́рный совреме́нник», ежемесячный литературно-художественный журнал (1933–1941). Преемник журнала «Ленинград» (1930–1932), орган Ленинградского отделения Союза писателей СССР. Тираж 20 тыс. экземпляров. Ответственные редакторы: историк З. Б. Лозинский (1933–1936), М. Э. Козаков (1936–1940), писатель Ф. С. Князев (1940–1941). В журнале публиковалась проза Ю. П. Германа, В. А. Каверина, А. Б. Мариенгофа, Ю. Н. Тынянова, А. П. Чапыгина, В. Я. Шишкова и др. Журнал уделял большое внимание молодым авторам, особенно поэтам (М. А. Дудин, В. С. Шефнер и др.), печатал переводы иностранной литературы, имел содержательный критический и историко-литературный отдел с участием ведущих литературоведов. В 1930-х гг. считался наиболее значительным литературным изданием Ленинграда. Выпуск журнала прекращён с началом Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Издания

Sinn und FormSinn und Form

Sinn und Form («Смысл и форма»), немецкий литературный журнал. Издаётся Академией искусств в Берлине, выходит раз в два месяца. Основан в 1949 г. в Берлине И. Р. Бехером и П. Виглером. Первый редактор П. Хухель (по 1962). Распространялся в ГДР и ФРГ. Не цензурировался и публиковал писателей и философов разных взглядов, однако редакторы нередко подвергались идеологической критике. Печатал произведения молодых писателей, не имевших возможности публиковаться в государственных издательствах, в том числе авторов с репутацией неблагонадёжных (например, немецкого поэта В. Хильбига). В журнале разворачивались острые дискуссии о литературе. После объединения Германии (1990) расширил направления публикаций, включив в себя политические, философские, исторические, богословские эссе. Журнал активно печатает произведения европейских писателей, в том числе русских: Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Т. Шаламова. Среди авторов: Ф. Браун, Н. Закс, П. Хандке и другие писатели, а также философы и культурологи: Т. Адорно, Х. Арендт, Р. Барт, В. Беньямин, П. А. Флоренский.
Издания

«Ас-Суфур»«Ас-Суфур»

«Ас-Суфу́р» (السفور, буквально – «открытие лица»), египетская еженедельная газета по социальным наукам и литературной критике. Издавалась в 1915–1922 гг. в Каире писателем Абд аль-Хамидом Хамди. Главная линия газеты, отражённая в названии, состояла в призыве египетского общества к раскрытию его возможностей и знаний. Вокруг «Ас-Суфур» объединились писатели Таха Хусейн, Мухаммад Теймур, Мухаммад Хусейн Хейкал, Али и Мустафа Абд ар-Разик, профессор арабской литературы в Университете Фуада I (ныне Каирский университет) Ахмад Дейф и другие молодые литераторы и филологи. В статьях они призывали перенимать опыт литературы европейских стран, исследовать окружающую действительность во всех деталях, создавать произведения на основе подлинных фактов и уделять внимание повседневности. Постоянные рубрики: «Общество», «Рассказ», «Поэзия», «Литературные переводы», «Юмор». В 2014 г. издательство египетской национальной библиотеки «Дар аль-кутуб» приняло решение переиздать «Ас-Суфур»; первые номера выпущены в 2017 г.
Издания

DuDu

Du, международный швейцарский ежемесячный журнал на немецком языке, освещающий вопросы искусства, культуры, философии. Основан А. Кюблером в марте 1941 г. в Цюрихе при издательстве «Conzett & Huber». В журнале публиковались К. Г. Юнг, Г. Манн и другие учёные и мыслители. Значительную популярность журналу с первых лет существования принесло сотрудничество фотографа В. Бишофа. С 2012 г. журнал возглавляет О. Пранге. Du отличается качественной цветной печатью, известен публикациями документальной и художественной фотографии. Номера формируются по тематическому принципу, темы получают трактовку в контексте философии, искусства, социальных наук. Среди них: экзистенциальные категории (меланхолия, страдание), виды и направления искусства (поп-арт, танец, музыка), страны (Швейцария, Австрия), новые технологии, образование, цифровизация и т. д. Ряд выпусков посвящён писателям: Ф. Дюрренматту, Э. Елинек, М. Фришу и др. В 1960–1969 гг. выходило приложение «Das Wort» («Слово») о философии и социальных науках. Серебряная медаль ФРГ за дизайн (2006), премия Г. Наннена в категории «Лучший фоторепортаж» (2011).
Журнал Göttinger Musenalmanach. 1784. Авантитул
Литературные издания
Литературные издания

Göttinger Musenalmanach

Göttinger Musenalmanach
Göttinger Musenalmanach («Гёттингенский альманах муз»), немецкий литературный ежегодный журнал, выпускавшийся в 1770–1802 гг. издательством И. К. Дитериха в Гёттингене, а до 1807 г. в других немецких городах. Заложил традицию литературных альманахов в Германии. Издавался по примеру французского Lʼ Almanach des Muses («Альманаха муз»), основанного в 1765 г. в Париже К.-С. Сотро де Марси. Первый редактор Г. К. Бойе (до 1775), затем И. Г. Фосс, Г. А. Бюргер, К. Райнхард. В альманахе публиковались стихотворения поэтов «Союза рощи», а также И. В. Л. Глейма, Ф. Г. Якоби и др., многие из которых публиковались под псевдонимами или инициалами. Также печатались ноты для музыкального исполнения стихов; значительную часть издания занимал подробный годовой астрономический календарь. Выпуски иллюстрированы гравюрами на античные мотивы и украшены виньетками на каждой странице, иногда на обложке размещались портреты писателей (например, Г. Э. Лессинга, 1778). В выпуске 1774 г. впервые опубликована баллада Бюргера «Ленора».

Литература советского периода

Литература советского периода

Немецкие литературные журналы 20 века

Немецкие литературные журналы 20 века

Klingsor. Siebenbürgische Zeitschrift

Klingsor. Siebenbürgische Zeitschrift
Klingsor. Siebenbürgische Zeitschrift («Клингзор. Трансильванский журнал»), румынский немецкоязычный литературный журнал. Издавался в 1924–1939 гг. в г. Кронштадт (ныне Брашов, Румыния). Основан в 1924 г. писателем Г. Циллихом, его первым редактором-издателем (до 1936). В 1936–1939 гг. редактор – Х. Крассер. Журнал выходил раз в один – два месяца, тираж 800 экземпляров. Основная идея издания – возрождение культуры трансильванских немцев; в середине 1930-х гг. наметилась национал-социалистическая ориентация. В журнале публиковались художественные произведения, очерки, литературно- и театрально-критические статьи, эссе, книжные обзоры и рецензии. Среди авторов: Й. Вайнхебер, И. Голль, К. Голль, Т. Дойблер, Р. Шикеле. Помимо сочинений немецкоязычных писателей и поэтов печатались переводы с румынского и венгерского, в том числе писателя Й. Л. Караджале.
Журнал «Klingsor». 1930

Die Aktion (журнал)

Die Aktion (журнал)
Die Aktion («Действие»), немецкий литературный и общественно-политический журнал, выходивший в 1911–1932 гг. Основатель и первый издатель Ф. Пфемферт. В 1911–1918 гг. важнейшее (наряду с журналом Der Sturm – «Штурм») издание экспрессионистских произведений (публиковало писателей из круга «Неопатетического кабаре»). В журнале публиковались писатели Х. Балль, И. Р. Бехер, Ф. Юнг, Э. Мюзам, Э. Толлер, Л. Рубинер, размещались репродукции графики и картин, ксилографии Г. Гросса, Э. Л. Кирхнера, А. Кубина, П. Пикассо. С началом Первой мировой войны 1914–1918 гг. политизировался, занял отчётливо антимилитаристские, левые анархистские позиции, печатал статьи писателей и политиков разных стран, среди них: М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин, Л. Д. Троцкий, К. Либкнехт. Пфемферт был в оппозиции к ЦК ВКП(б) и Коминтерну, обвиняя их деятелей в антисемитских тенденциях. С 1926 г. журнал выпускался редко (в 1932 – один номер). В 1981–2013 гг. возобновлённый журнал издавал Л. Шуленбург, сторонник анархистских взглядов. С мая 2020 г. журнал существует в формате блога и выпускается Олафом Арндтом.
Журнал Die Aktion. 1919. Vol. 9, № 26/27. Автор обложки: Конрад Феликсмюллер

Uhu (журнал)

Uhu (журнал)
Uhu («Филин»), немецкий литературный журнал. Выходил в 1924–1934 гг. в издательском доме Ullstein Verlag (Берлин), специализировавшемся на издании популярной периодики. Концепцию журнала разработал К. Тухольский по просьбе сотрудника издательства К. Сафрански (псевдоним Петер Пфеффер). Редактор в 1926–1934 гг. Ф. Кронер. В журнале публиковались фельетоны, общественные опросы и анкеты, фоторепортажи о путешествиях, книжные рецензии. Среди авторов: В. Беньямин, Б. Брехт, К. Тухольский. Выходил в книжном формате (примерный объём 100 страниц), сочетая в себе свойства книги и журнала. Отличался высококачественной полиграфией и цветными иллюстрациями. С журналом сотрудничали фотографы Л. Мохой-Надь, С. Стоун, Л. Барух, иллюстраторы О. Л. Гульбранссон, Ф. Барлог, В. Триер, сделавшие визуальную стилистику издания яркой, острой и узнаваемой. Журнал занимал подчёркнуто независимую политическую позицию, в последние годы Веймарской республики сатирически изображал нацистских деятелей. Закрыт по приказу властей.
Журнал «Uhu». 1925. № 4. Обложка