Глинка Сергей Николаевич
Гли́нка Серге́й Никола́евич [5(16).7.1775 (по другим данным – 1776), село Сутоки, Духовщинский уезд Смоленской губернии, ныне Духовщинский район Смоленской области – 5(17).4.1847, Санкт-Петербург], русский прозаик, драматург, издатель, мемуарист.
Из рода Глинок. В 1782–1794 гг. обучался в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе. Военное воспитание, проникнутое идеями Ж.-Ж. Руссо, оказало определяющее влияние на формирование личности и мировоззрения Глинки. Наибольшее впечатление произвели на него уроки директора Ф. Е. Ангальта, занятия русской словесностью с Я. Б. Княжниным, чтение повести А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), а также подробное знакомство с событиями Французской революции 18 в. по европейской периодике.
Первое опубликованное сочинение – «Песнь Великой Екатерине» (1796) – написана ещё в кадетском корпусе. В произведении заветы просветительского гуманизма сочетаются с идеей незыблемости иерархического миропорядка и мыслью о государстве как семье, где подчинение основано на взаимной любви монарха-отца к детям-подданным.
В 1795 г. поступил на службу адъютантом Ю. В. Долгорукова.
В 1795–1800 гг. занимался переводами, вращался в литературно-театральных кругах Москвы. Сблизился с поэтами Н. М. Шатровым и Н. П. Николевым и актёрами С. Н. Сандуновым, В. П. Померанцевым, Я. Е. Шушериным и П. А. Плавильщиковым. В 1795 г. попытался опубликовать «Оду на суеверие, выкраденную из Вольтера», проникнутую идеями милосердия и веротерпимости, характерными для просветительской мысли 18 в. Однако произведение не было пропущено цензурой.
В 1800 г., не чувствуя призвания к военной службе, ушёл в отставку в звании майора и отправился учителем в Малороссию, служил в имении Д. А. Хрущева Рясное Богодуховского уезда Харьковской губернии (ныне село Рясное, Писаревский сельский совет, Золочевский район, Харьковская область, Украина).
С 1802 г. в Москве. Занимался переводами – «Юнговы ночи» (Москва, 1803; стихотворное переложение с французского), «История ума человеческого от первых успехов просвещения до Эпикура» Э. Б. де Кондильяка (1804).
В 1805 г. Россия вступила в состав 3-й антинаполеоновской коалиции, что способствовало оживлению патриотических настроений в русском обществе. Позднее о своих переживаниях того периода Глинка писал:
В то время отечество для меня было новой мечтой, и воображение мое горело, как чувство юноши, согретое первым пламенем любви.
В 1807 г. в числе первых записался в ополчение в звании бригад-майора в Сычёвском уезде Смоленской губернии. Служба в ополчении, общий национально-патриотический подъём периода наполеоновских войн отразились на взглядах писателя:
В душе родилась новая мысль, и не у меня одного. Всех и каждого вызывала она к защите отечества и к обороне гробов праотеческих.
Эволюция взглядов нашла отражение и в его литературном творчестве, в частности в пьесах на исторические сюжеты. Написал либретто к опере «Наталья, боярская дочь» (1798, по одноимённой повести Н. М. Карамзина, композитор Д. Н. Кашин), трагедию «Сумбека, или Падение Казанского Царства» (1806, прототип – поэма «Россиада» М. М. Хераскова), в которых прослеживаются политические мотивы. Консервативные взгляды отражаются в поэме «Пожарский и Минин, или Пожертвования россиян» (1807), трагедии «Михаил, князь Черниговский» (1808), опере «Ольга Прекрасная» (1808, композитор Д. Н. Кашин), стихотворной повести в десяти песнях «Царица Наталия Кириловна» (1809), драме «Осада города Полтавы, или Клятва полтавских жителей» (1810) и др.
Издавал журнал «Русский вестник» (1808–1820, 1824), который имел патриотическую и монархическую направленность и открыто полемизировал с «Вестником Европы» Н. М. Карамзина. Программа издания включала публикацию материалов, посвящённых культуре и важнейшим событиям отечественной истории, восхваление русской культуры и ценностей, а также разоблачение идеологии Просвещения.
Художественные работы Глинки, в частности их стилистические особенности, неоднократно подвергались критике и насмешкам со стороны либерально настроенной части общества: например, в сказке А. Е. Измайлова «Калмык-оратор» (1811), стихотворении А. Ф. Воейкова «Дом сумасшедших» (1818), сатирическом обзоре литературной среды К. Н. Батюшкова «Видение на брегах Леты» (1809, опубликован в журнале «Русская беседа» в 1841).
Во время Отечественной войны 1812 г. патриотическая деятельность Глинки получила официальное признание: его наградили орденом Святого Владимира 4-й степени и выделили сумму в 300 тыс. рублей на издание журнала (впоследствии он вернул деньги в казну). Записавшись ратником в Московское народное ополчение, организовывал манифестации (подробнее см.: Анатолий Васильевич Предтеченский... 1999. С. 125–127).
…энергичная издательская и пропагандистская деятельность С. Н. Глинки среди московского населения, опиравшаяся на православную риторику и способствовавшая возжиганию ненависти к Наполеону и его войскам, сильно способствовала предотвращению паники ввиду приближения неприятеля и созданию партизанских отрядов, серьезно беспокоивших французов в Москве и ее окрестностях, что стало одним из важных факторов победы над наполеоновской армией.
П. А. Вяземский в одном из писем назвал Глинку «Шатобрианом московского ополчения» (Князь Вяземский – Бибикову Д. Г. Остафьево, 2 сент. 1830 // Вяземский П. А. Старая записная книжка, 1813–1877. Москва, 2003. С. 593).
По окончании заграничных походов российской армии 1813–1814 гг. тираж «Русского вестника» начал стремительно сокращаться. Издатель не уловил перемен в общественном настроении: Глинка продолжал восхвалять русскую доблесть и обличать галломанию, из-за чего журнал утратил популярность среди читателей. Попытка возродить издание в 1824 г. не увенчалась успехом.
В 1820-х гг. Глинка занимался систематизацией исторических материалов, которые были опубликованы в «Русском вестнике». Результатом этой работы стала «Русская история» (частично опубликована в «Русском вестнике» в 1817 и 1818). Труд выдержал три издания: в 1817–1818 гг.; в 1818–1819 гг. под названием «Русская история в пользу воспитания» в 8 частях; в 1823–1825 гг. – под названием «Русская история, сочинённая Сергеем Глинкой» в 14 частях.
Консервативно-националистические взгляды Глинки выражены в его историософской концепции: в частности, он отвергал норманнскую теорию. Подлинным источником «русского духа» называл монархизм: считал, что уже в 9 в. славяне поняли, что «народное правление, возрождающее буйство и своеволие, вредно в земле великой и обильной», и добровольно установили «наследственную власть» (цит. по: Лупарева. 2012. С. 146). В 1818 г., после выхода «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, книга Глинки подверглась критике за отсутствие научного подхода к фактам.
Занимался педагогической деятельностью. В 1817 г. принял предложение казачьего атамана А. В. Иловайского заняться обучением и воспитанием донской молодёжи и открыл пансионат. Во время образовательного процесса Глинка не был требователен к ученикам, старался пробуждать интерес к знаниям без давления. Уроки проходили в форме бесед, во время прогулок, что воспроизводило систему образования кадетского корпуса (Глинка. 2004. С. 369). Пансион имел успех и приносил доход, но Глинка оказался неспособен вести хозяйство. В декабре 1819 г. пансион был закрыт.
В 1821–1823 гг. издавал детский альманах «Плутарх в пользу воспитания», который состоял из назидательных рассказов по истории Античности. Выпускал журнал «Новое детское чтение», где публиковал толкования Священного Писания и педагогические рекомендации для родителей по организации детского учебно-воспитательного процесса. В 1828 г. Глинка вновь обратился к педагогической системе Сухопутного шляхетского кадетского корпуса времён графа Ф. Е. Ангальта, которая оказала сильное влияние на формирование его мировоззрения. Он переиздал две брошюры с изречениями, которые составляли основу воспитательной системы графа: «Говорящая стена» (1790) и «Рекреационная зала» (1791). Новое издание получило название «Искусство учиться прогуливаясь, или Ручная энциклопедия для воспитания, составленная графом Ангальтом». В 1830 г. вышел сборник статей «Московский альманах для юных русских граждан, или Новая Ручная энциклопедия с картинками».
Для заработка издавал компилятивные исторические сочинения нравоучительного характера («Театр света, или Изображение достопамятных происшествий древних и новых времён, нравов и словесности», 1823–1824; «Картина историческая и политическая новой Греции», 1829), занимался переводами, в частности перевёл «Новый Эзоп для детей...» (1829), писал стихи и речи «на случай», составлял альманахи (например, «Московский альманах», 1826–1830), под псевдонимом Мечтатель сотрудничал в «дамском журнале» П. И. Шаликова.
В 1827 г. поступил на службу цензором при Московском цензурном комитете. Отстаивая идею писательской независимости, постоянно конфликтовал с руководством, часто подписывал рукописи, не читая. В 1830 г. вынужденно ушёл в отставку, после чего уехал в Санкт-Петербург. Литературная общественность (А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, И. И. Дмитриев, Д. Н. Блудов) была озабочена судьбой Глинки, оставшегося без содержания.
В 1830–1840-х гг. издал ряд значимых работ, среди которых «Историческая панорама древнего и нового мира, с прибавлением обозрения духа событий древней Руси и новой России» (в 2 частях, 1832); «Записки о 1812 годе Сергея Глинки, первого ратника Московского ополчения» (1836); «Записки о Москве и о заграничных происшествиях от исхода 1812 года до половины 1815 года. С присовокуплением статей: 1) Александр I и Наполеон; 2) Наполеон и Москва» (1837); «Повествование и рассказы из русской истории для детей» (1841); «Русские в доблестях своих, в вере, верности и в любви своей к престолу и отечеству» (1842).
Наиболее значимый труд Глинки – «Записки» (опубликованы полностью в 1895) – охватывает исторические события – от Французской революции 18 в. до восстания декабристов и содержат яркие портреты современников.
Сотрудничал с изданиями «Сын отечества» (1837), «Репертуар русского театра» (1841), «Современник» (1843–1844), «Журнал Министерства народного просвещения» и «Маяк». В 1841 г., возлагая большие надежды на возрождение журнала «Русский вестник», инициатором которого выступил Н. И. Греч, разместил в нём несколько своих произведений: «Добро от слова: ты, и беда от денег и от поручений» (1841, книга 8) и отрывок из воспоминаний «Записки издателя "Русского вестника"» (1842, книга 7/8). Однако сотрудничество не задалось: Глинка был вынужден письменно требовать выплаты авторского гонорара, угрожая в противном случае подать жалобу в Главное управление цензуры. Журнал успеха не имел и вскоре прекратил существование.
В последние годы тяжело болел и ослеп. Похоронен на Волковом кладбище (ныне Волковское кладбище) в Санкт-Петербурге.