Росписи собора Сретенского монастыря в Москве: памятник эпохи Петра I
Росписи собора Сретенского монастыря в Москве: памятник эпохи Петра I. Просторный пятиглавый двустолпный собор Сретения Владимирской иконы Богоматери Сретенского монастыря, построенный по повелению царя Фёдора Алексеевича (1679), был расписан в 1707 г. при игумене Моисее (Великосельском) на средства С. Ф. Грибоедова – боярина и стрелецкого полковника. В том же году митрополит Стефан (Яворский) посетил обитель и освятил пристроенный к собору придел в честь святого Иоанна Предтечи. По свидетельствам 2-й половины 19 в., плита, вмурованная в стену с правой стороны от входа в собор, содержала надпись: «Божией Милостию, повелением Государя нашего Царя и Вел. Князя Феодора Алексеевича всея России и по благословению святейшего Иоакима Патриарха Московского, построена сия соборная церковь, в лето 7187 (1679) августа в 24 день и освящена в том же году августа в 24 день, патриархом Московским Иоакимом. А сей придел построен с повеления Государя Царя и Вел. Князя Петра Алексеевича всея России, и по благословению Стефана, митрополита Рязанского и Муромского, в лето 7214 (1706), меж патриаршеством, по обещанию обители сея игумена Моисея Великосельского; соборная церковь подписана и покрыта лета 7215 (1707) по обещанию Стольника Семена Феодоровича Грибоедова» (цит. по: Токмаков. 1885. С. 10).
Исследователи приписывали создание росписей неизвестной костромской артели (Суслов. 1960. С. 254), мастерам «костромской школы» (Памятники архитектуры Москвы. 1989. С. 218). Согласно новым данным, артель была сборной: в ней работали и ярославцы, и костромичи (Липатова. 2013). В 2012 г. частично дешифрована надпись в правом картуше на откосе нижнего юго-западного окна собора, где сохранилось несколько имён художников, работавших в 1707 г. Среди них: ярославский мастер-монументалист Леонтий Фёдоров (ранее участвовал в росписи собора Толгского монастыря, 1690–1691, и церкви Спаса на Городу, 1693, оба памятника – в Ярославле), костромские живописцы Артемий Тимофеев и Иван Васильев (расписывали Знаменский собор в Великом Новгороде, 1702). Прежде Артемий Тимофеев также работал в церкви Илии Пророка в Ярославле (1680) и Троицком соборе Ипатьевского монастыря в Костроме (1684) под началом Гурия Никитина (Словарь русских иконописцев ... 2009. С. 368).
Особенности росписей
Созданные в статичном пространстве интерьера собора, построенного почти тремя десятилетиями ранее, росписи Сретенского собора – единственный образец храмовой живописи эпохи Петра I в Москве, сохранившийся практически полностью. При сопоставлении с другими близкими по времени стенописями, монументальный ансамбль Сретенского собора выделяется отказом от многофигурности и избыточной детализированности и, как следствие, отсутствием дробности. Огромная площадь стен храма разделена всего на четыре яруса, тогда как общей тенденцией конца 17 – начала 18 вв. было увеличение количества регистров (до семи, девяти) и сюжетов внутри каждого из них. На восприятие интерьера собора существенно влияет то, что мастера отказались от изображения многофигурных сцен в простенках окон и на столпах, что представляется своего рода анахронизмом и, вероятно, связано с ориентацией на Успенский собор Московского Кремля. Художественные особенности росписей свидетельствуют о существовании архаизирующих тенденций в церковном монументальном искусстве 1-го десятилетия 18 в.
Программа росписей собора – пример реакции на преобразования в Русской православной церкви. Главная тема росписей – установление новозаветной церкви: её основание на земле Иисусом Христом (росписи алтаря и основного объёма храма), свидетельство о ней апостолов (росписи жертвенника и подпружных арок), утверждение вероучения Вселенскими соборами и связь Русской православной церкви с апостольской церковью (изображения русских митрополитов и патриархов в алтарной зоне).
Программа росписей
Алтарь
В центральной апсиде представлено торжественное шествие Великого входа. Процессия со Святыми Дарами здесь состоит из семи священников и дьяконов и движется слева направо, к престолу, за которым представлены святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. В верхней части изображены огненные херувимы и Господь Саваоф. Под «Великим входом» располагается «Причащение апостолов» (Евхаристия) в виде двух симметричных сцен. Слева Спаситель преподаёт идущим к нему ученикам Тело Христово (хлеб), справа – Кровь Христову (сосуд с вином). На противоположной западной стене над царскими вратами этой композиции соответствует историческое изображение Тайной вечери, на которой, согласно Евангелию, было установлено таинство (сцена повторена на южной стене основного объёма храма). В арочном своде царских врат изображён Нерукотворный образ Спасителя на плате, возносимый двумя ангелами.
В апсиде жертвенника расположена композиция «Се Агнец Божий», напротив – «Распятие с предстоящими», занимающее всю западную стену. Тема искупительной жертвы Спасителя звучит далее в росписи северной стены, где изображён ветхозаветный сюжет «Жертвоприношение Авраама», прообразовательно связанный с темой принесения в жертву Сына Божиего. В левой части сцены представлена провожающая сына Сара, соотносимая здесь с Богоматерью, взирающей на страдания Сына на кресте. В нижнем ярусе жертвенника – ростовые фигуры святых дьяконов Папилы (крайний справа) и Авива Египетского (на выступе стены между жертвенником и алтарной апсидой), имена остальных утрачены. Образ святого Стефана слева от окна угадывается по атрибуту его мученичества – камню, который тот держит в руке. Слева от него – возможно, юный диакон Лаврентий с ларцом в руках. В своде окна расположен образ Богоматери «Воплощение», в откосах окна представлены четыре святителя, однако надписи с их именами практически полностью утрачены. В арке дверного проёма жертвенника представлен в рост святой Афанасий Афонский, основатель главного монастыря на Святой горе Афон – Великой Лавры.
В своде дьяконника – композиция «Союзом любви связуемые апостолы» («Собор Апостолов»). Рядом представлено явление Моисею Неопалимой Купины, в откосах окна – преподобные Феодор(?), Пахомий Нерехтский, Геннадий Костромской, Макарий Унженский.
В роспись алтарной части включены поясные изображения митрополитов и патриархов (первоиерархов) Русской православной церкви, начиная с первого предстоятеля – святейшего патриарха Иова. Медальоны с их фигурами располагаются над проёмом между центральной частью и дьяконником (шесть образов, в том числе митрополиты и московские святители Пётр, Алексий, Иона и Филипп) и на откосах и внешних сторонах арки царских врат (восемь образов). Надписи, сопровождавшие изображения патриархов, хорошо сохранились лишь у трёх фигур – Иова, Иосифа и Адриана (Русский исторический портрет. 2004. С. 29).
Своды, подпружные арки и столпы
Интерьер собора поделён по оси «север – юг» двумя крупными, круглыми в сечении столпами, поддерживающими систему подпружных арок. На них в свою очередь опираются коробовые своды и световой барабан, переход к которому осуществлён через паруса. Изображение в куполе утрачено (существующий образ Христа Пантократора воссоздан в 2005 по сохранившейся графье). Между окнами барабана – фигуры четырёх ангелов, ниже – погрудные изображения евангелистов в медальонах и их символы в парусах. В угловых сводах – «Благовещение» (северо-восточный), «Рождество» (юго-восточный), «Сретение» (юго-западный), «Крещение» (северо-западный). В восточном компартименте свода (над предалтарной стеной) – «Господь Саваоф, восседающий среди небесных сил», в западном – «Вознесение Христа». Над столбами (в простенках между продольными подпружными арками) изображены монументальные фигуры двух архангелов – Иегудиила и Селафиила. На подпружных арках представлены ростовые фигуры апостолов, держащих в руках атрибуты мученичества; в пятах арок в круглых медальонах изображены праотцы: Адам, Ева и Авель у южного столпа; Авраам, Исаак и Иаков у северного столпа.
Верхний ряд изображений на столпах – избранные святые великомученики и мученики (на северном: Варвара и Анисия, Флор и Лавр; на южном: Екатерина, Гурий, Самон и Авив), нижний ряд – святые воины (на северном: Феодор Тирон, Димитрий Солунский, Георгий, Иоанн; на южном: святые благоверные князья Борис и Глеб, Феодор Стратилат) во главе с архангелом Михаилом (изображён на южном столбе с поднятой в правой руке мечом, у его ног – сидящий Иисус Навин).
Стены четверика
В основном объёме собора сохранились три верхних регистра росписи. Четвёртый (нижний) мог быть орнаментальным или, напротив, содержать сюжеты, связанные с посвящением собора Сретению Владимирской иконы Богоматери, т. к. в росписи эта тема нигде более не отражена. Ярусы отделены друг от друга широкими сплошными полосами разгранки коричнево-красного цвета.
В 1-м ярусе – евангельский цикл с притчами и чудесами Христа. Он начинается в юго-восточном углу со сцены «Проповедь святого Иоанна Предтечи о Христе», за которой следуют композиции «Призвание апостолов Петра и Андрея», «Брак в Кане Галилейской», «Исцеление слуги сотника» (практически не сохранилась), «Призвание апостола Матфея», «Исцеление тёщи апостола Петра от горячки» и «Проповедь Христа с моря из лодки». На западной стене цикл продолжается сценами: «Воскрешение сына наинской вдовы», «Исцеление кровоточивой жены», «Лепта вдовицы» и «Притча о лицемерном» («Притча о сучке и бревне»). Следующие за ними «Исцеление бесноватого» и «Притча о богатом и бедном Лазаре», повествующая о загробной участи души праведника и грешника, связаны по смыслу со сценами «Притчи о мытаре и фарисее» на северной стене. «Притча о милосердном самарянине» и «Притча о блудном сыне» посвящены теме милосердия и прощения. Завершают ярус сцены «Исцеление дочери Иаира» и «Вечеря в дому Симона прокажённого»; последняя предваряет собой страстной цикл, т. к. изображённое здесь помазание ног Спасителю женщиной, купившей миро, понимается как приготовление Его к погребению (Мф 26:6–13). В северо-восточном углу размещена редкая иллюстрация притчи о добром пастыре.
Во 2-м ярусе – страстной цикл, посвящённый последним дням пребывания Спасителя на земле. Повествование начинается на южной стене с «Тайной вечери» и «Омовения ног ученикам», продолжается сценами «Моление о чаше», «Взятие Христа под стражу» и «Отречение апостола Петра». На западной стене изображены «Суд над Христом», когда Христа последовательно приводят к первосвященнику и к Понтию Пилату, и «Бичевание Христа». За ним на северной стене следуют сцены «Умовение рук», «Несение креста» и «Распятие», за которыми сразу же изображено «Воскресение Христово» («Восстание от гроба»).
В 3-м ярусе представлены Вселенские соборы, а также евангельские сюжеты. Между изображениями 4-го (последний на южной стене) и 5-го (на западной стене) соборов, в юго-западном углу, располагается «Явление Спасителя Марии Магдалине», открывающее ряд праздников, связанных с чтениями Цветной Триоди. В северо-восточном углу изображена сцена «Беседа Христа с самарянкой у колодца» (празднование 5-й недели по Пасхе), на северной стене – «Исцеление слепого» (празднование 6-й недели по Пасхе).
Между ними находятся изображения путешествия апостолов и не узнанного ими Христа в Эммаус и вечери в Эммаусе. Фрагменты двух последних в этом ярусе композиций («Обретение главы святого Иоанна Предтечи» и «Мученичество святого архидиакона Стефана» в восточной части северной стены) были сняты вместе со штукатуркой в 1929–1930 гг. реставраторами Д. Ф. Богословским и В. О. Кириковым, перевезены в Центральные государственные реставрационные мастерские (декабрь 1931) и использовались для экспериментов в химико-технологической лаборатории (Иванова. 2019. С. 165). В 1934 г. оставшиеся фрагменты переданы в Исторический музей в Москве (хранились в его филиале – церкви Троицы в Никитниках; ныне в фондах). Вероятно, включение сцены из жития святого Стефана связано с тем, что он был небесным покровителем Стефана Яворского (Липатова. 2023. С. 329–330).
На предалтарной стене (над иконостасом) – парные тронные образы Богоматери с летящими по сторонам ангелами, держащими свитки с текстами богородичных молитв («Величит душа моя Господа» и «Что Тя наречем»).
В откосах окон четверика представлены избранные святые, преимущественно – преподобные, основатели русских монастырей и прославившиеся особыми духовными подвигами монашествующие. На южной стене в верхнем ярусе – преподобные Феодор Студит, Иоанн Колов, святые Евдокия и Параскева, преподобные Антоний и Феодосий Печерские; в нижнем ярусе – неизвестный святитель и святой Иоанн Милостивый. На западной стене в верхнем ярусе – преподобные Сергий и Никон Радонежские, Зосима и Савватий Соловецкие, святой Александр Невский и преподобный Александр Свирский; в нижнем ярусе – несохранившееся парное изображение святых, а также парный образ святых Варлаама и Иоасафа. На северной стене в откосах окон верхнего яруса – преподобные Савва Сторожевский и Иоанн Лествичник, Димитрий Прилуцкий и Иоанн Дамаскин, новгородские святые – преподобные Антоний Римлянин и Варлаам Хутынский; в нижнем ярусе – святые Димитрий Угличский и Тихон (предположительно, Амафунтский).
История реставрации
Как сообщал ризничий монастыря иеромонах Иосиф в составленном им описании обители, живопись «до 1892 года поддерживалась и подписывалась по частям и при том только в нижней части собора», а в 1892 г. при архимандрите Димитрии (Ключарёве) была промыта, очищена «от наносных наслоений» и восстановлена (прописана) артелью палехского иконописца Н. М. Сафонова по указанию Московского археологического общества (Московский Сретенский монастырь. 1911. С. 14).
После закрытия Сретенского монастыря, в ходе сноса ряда монастырских построек (1928–1930), была выполнена фотофиксация интерьеров собора. На чёрно-белых стеклянных негативах, ныне хранящихся в Музее архитектуры имени А. В. Щусева, зафиксированы состояние росписи, находившейся в то время под записью, и процесс снятия со стен композиций «Обретение главы святого Иоанна Предтечи» и «Мученичество святого архидиакона Стефана» (Липатова. 2023).
В уцелевшем соборе расположилось общежитие: было устроено несколько жилых этажей, сооружены печи для отопления помещений. Фрески заклеили обоями, а местами закрасили в несколько слоёв.
Первая научная реставрация росписей храма началась в 1958 г. Были удалены обои и краска, покрывавшие роспись, устранены выбоины и штробы от электропроводки. С 1965 г. в соборе размещался отдел реставрации скульптуры Государственных центральных художественных научно-реставрационных мастерских имени И. Э. Грабаря (Либсон. 1983. С. 134). Через три года прошёл второй этап реставрации стенописей, во время которого было выполнено укрепление грунта и красочного слоя, удалены записи, тонированы утраты и возобновлена разгранка ярусов росписи (Воробьев. 1975).
После возрождения монастыря в 1998 г. проведена аварийная реставрация росписей алтарной части собора, пострадавших от протекания кровли. В результате реставрационно-консервационных мероприятий 2005 г. убраны копоть и загрязнения, высветлены реставрационные тонировки 1960-х гг. на штукатурных вставках, выявлен подлинный авторский колорит стенописей, уточнены многие композиционные детали. При этом прошедшие работы подвергались критике в связи с недостаточным надзором за их ходом (Лифшиц. 2006. С. 22–23). В 2021 г. осуществлены реставрационные работы по расчистке и укреплению росписей собора.