Леонтий Фёдоров (ярославский живописец)
Лео́нтий Фёдоров (1665 – после 1707), русский живописец-монументалист, иконописец.
Семья Леонтия Фёдорова упомянута в писцовой книге 1669 г.: «Во дворе Федор Карпов з братом иконописцы, у Федора детей сын Федор 5 лет, Леонтей 4 лет, бою бердыш…» (Государственный архив Ярославской области. Ф. 582. Оп. 1. № 355. Л. 303, цит. по: Словарь русских иконописцев ... 2009. С. 318). Отец Фёдор (Феодор) Карпов Попов и его брат Иван – иконописцы; дед – священник в церкви Космы и Дамиана в Ярославле, в приходе которой жила семья Фёдоровых. Старший брат Леонтия – Фёдор Фёдоров, один из ведущих мастеров монументальной живописи конца 17 в. Оба брата обучались живописи у своего отца, который принимал участие в росписи Архангельского собора Московского Кремля (в 1660 и 1666) и ярославской церкви Николы Мокрого (1673–1674), писал иконы в разные храмы, в том числе московские.
Вместе со старшим братом Леонтий участвовал в росписи Введенского собора Толгского монастыря (1690–1691; ныне в черте Ярославля), при этом имя Фёдора Фёдорова стоит вторым (после имени знаменщика Дмитрия Семёнова Сибиряка), а имя Леонтия – в середине списка имён художников, сохранившегося в откосе южного окна западной паперти (Казакевич. 2000). В 1693 г. братья вместе работали в церкви Спаса на Городу в Ярославле (Васильева. 2011. С. 147).
Последнее упоминание о Леонтии Фёдорове свидетельствует о его участии в росписи собора Сретения Владимирской иконы Сретенского монастыря в Москве (1707), где имя художника в т. н. храмовой летописи на откосе окна указано третьим (Липатова. 2013). Участием ярославца Леонтия Фёдорова (в то время – зрелого мастера) объясняется присутствие в этой росписи чрезвычайно редкой иллюстрации притчи о добром пастыре, где Иисус Христос отгоняет волков от стада овец (Липатова. 2013). Ранее сюжет этой притчи встречался только в Ярославле в росписях собора Толгского монастыря и церкви Спаса на Городу (Никитина. 2005). Композиция в Сретенском соборе восходит к гравюре из западноевропейской Библии Пискатора – распространённого в 17 в. среди русских художников-монументалистов источника иконографии.