Иосиф (патриарх Московский и всея Руси)
Ио́сиф [ум. 15(25).4.1652, Москва], русский церковный деятель, патриарх Московский и всея Руси (1642–1652). По всей видимости, родился во Владимире, его брат позднее служил там соборным протоиереем (Акты, собранные в библиотеках и архивах ... Санкт-Петербург, 1836. Т. 4. С. 84). О биографии Иосифа до 1639 г. сведений нет.
Архимандрит московского Симонова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (1639–1642). После смерти патриарха Иоасафа I (1640) Русская Церковь более года оставалась без первосвятителя. Царь Михаил Фёдорович решил расширить круг участников Избирательного церковного собора и пригласил туда не только архиереев, но и многих настоятелей монастырей, соборных протопопов и даже священников.
На Соборе 20(30) марта 1642 г. участникам были предложены 6 запечатанных жребиев с именами кандидатов, выбранных царём. Выбор пал на Иосифа. 27 марта (6 апреля) 1642 г. возведён на патриарший престол. В первые годы патриаршества Иосиф, по всей видимости, поддержал протесты против иноземцев (по решению царя были снесены 3 протестантские церкви в Москве). В 1644 г. участвовал в полемике о вере с лютеранами, связанной с готовившимся браком царевны Ирины Михайловны (1627–1679) с принцем Вальдемаром, сыном датского короля Кристиана IV. Иосиф настаивал на обязательном переходе королевича в православие через перекрещивание. 28 сентября (8 октября) 1645 г. венчал на царство Алексея Михайловича, 16(26) января 1648 г. – первый брак царя с Марией Ильиничной Милославской.
Активизировал связи с Западнорусской митрополией: начался регулярный обмен посольствами с митрополитом Петром (Могилой), затем Сильвестром (Косовым), увеличилась её материальная поддержка. В 1651 г. на Земском соборе, обсуждавшем вопрос о воссоединении с Украиной, Иосиф поддержал объединение.
Поддерживал контакты с православным Востоком: в 1640-е гг. в Москву греческими иерархами были доставлены частицы мощей многих святых, в 1651–1653 гг. для знакомства с богослужебной практикой и решения канонических вопросов на Восток был отправлен иеромонах Арсений (Суханов).
В 1640-е гг. в стране набирало силу движение за обновление Церкви, лидером которого выступал царский духовник Стефан Вонифатьев. В 1646–1649 гг. члены «Кружка ревнителей благочестия» добивались созыва Собора для осуждения многогласия в церковных службах. Церковный собор во главе с патриархом собрался 11(21) февраля 1649 г. Иосиф подписал соборное постановление, в котором признавалось обязательность «единогласного» пения только для богослужения в монастырях, тогда как в приходских храмах сохранялось многогласие. Эти решения спровоцировали открытый конфликт патриарха с ревнителями, которые, как и царь Алексей Михайлович, не признали решений собора. Царь обратился за разъяснениями к патриарху Константинопольскому Парфению II, который в 1650 г. прислал грамоту, подтвердившую каноничность единогласия. В результате на церковном соборе 9(19) февраля 1651 г., которым фактически руководил Алексей Михайлович, многогласие в богослужении Русской Церкви было запрещено.
Был вынужден согласиться с жёсткими мерами в отношении Русской Церкви, закреплёнными Соборным уложением 1649 г.: ограничением церковного землевладения, запрещением приобретения новых земель, лишением льгот и конфискацией церковных слобод в городах, отменой многих податных привилегий, созданием Монастырского приказа для управления церковными землями и суда над духовенством.
Уделял внимание в борьбе с церковными нестроениями: пьянством духовенства, несоблюдением постов и церковных праздников, матерной бранью, табакокурением. В начале 1650-х гг. издал указ о необходимости поставления священников Патриаршей области только в Москве для лучшего контроля за их подготовкой. По всей видимости, участвовал в обсуждении планов по созданию в Русском государстве училищ.
Участвовал в работе Московского печатного двора. В рамках полемики с протестантами там были изданы «Соборник о чести святых икон и о поклонении» (1642) и «Кириллова книга» (1644). По инициативе патриарха были изданы сборник его поучений (1643) и «Поучение святительское новопоставленному иерею» (1649). Лично следил за подготовкой к изданию «Лествицы» Иоанна Лествичника и привлёк к работе над ней инока Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря Сергия (Шелонина) (книга издана в 1647).
Благословил создание Артемиева Веркольского мужского монастыря (на месте обретения нетленных мощей святого Артемия Веркольского), Флорищевой в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской пустыни. По заказу Иосифа в 1647–1648 гг. был расписан Успенский собор владимирского Княгинина в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря.
В годы патриаршества Иосифа были открыты мощи преподобного Геннадия Костромского (1644; в том же году по благословению Иосифа ему установлено общероссийское почитание), благоверного князя Юрия Всеволодовича (в крещении Георгия) (1645, в присутствии патриарха и царя; перенесены в изготовленную на средства Иосифа серебряную позолоченную раку), благоверной княгини Анны Кашинской (1649, по благословению патриарха), преподобного Саввы Сторожевского (1652, в присутствии патриарха и царя). 20(30) марта 1652 г. на совещании царя и патриарха с Освященным собором (Дворцовые разряды. Санкт-Петербург, 1852. Т. 3. Стб. 300–301) было принято решение о перенесении в Успенский собор Московского Кремля мощей патриарха Иова [5(15) апреля Иосиф участвовал во встрече мощей вместе с Алексеем Михайловичем] и митрополита Филиппа II (привезены в Москву уже после смерти патриарха).
Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля.