Роберт Лэнгдон
Ро́берт Лэ́нгдон (англ. Robert Langdon), главный герой серии конспирологических романов американского писателя Д. Брауна, профессор религиозной символики, вовлечённый в запутанные детективные сюжеты с религиозно-мистической подоплёкой. В трёх экранизациях, снятых режиссёром Р. Ховардом, роль Роберта Лэнгдона исполнил американский актёр Т. Хэнкс. Сюжетную основу первого фильма, «Код да Винчи» («The Da Vinci Code», 2006), составил одноимённый роман 2003 г.; второй фильм, «Ангелы и демоны» («Angels & Demons», 2009), был снят по одноимённому роману 2000 г., который является приквелом к «Коду да Винчи»; третий фильм, «Инферно» («Inferno», 2016), основан на четвёртом романе о Роберте Лэнгдоне 2013 г. В 2021 г. на американском канале Peacock прошёл показ телевизионного сериала Д. Дворкина и Дж. Битти «Утраченный символ» («The Lost Symbol»), посвящённый юным годам профессора Лэнгдона. События сериала предшествуют действию трилогии Рона Ховарда. Исполнителем главной роли стал американский и австралийский актёр Э. Цукерман.
Цикл романов о Роберте Лэнгдоне
Книги о профессоре религиозной символики Гарвардского университета Роберте Лэнгдоне, втянутом в расследования таинственных преступлений в разных городах Европы и Америки, принесли наибольшую известность его создателю, американскому писателю и журналисту Д. Брауну. Специалист по истории архитектуры Старого и Нового Света, знаток древних артефактов и мистических ритуалов, автор 6 книг о религиозных символах, человек с феноменальной памятью и исключительной эрудицией, Лэнгдон вносит неоценимый вклад в разоблачение хитроумных преступников. Отличительными атрибутами персонажа служат твидовый костюм и часы с Микки Маусом. Сильной стороной героя выступает хорошая спортивная подготовка, выработанная в ходе ежедневных занятий плаванием, слабостью – клаустрофобия.
Первый роман серии о Роберте Лэнгдоне, «Ангелы и демоны», вышел в 2000 г. и был посвящён загадочной краже антиматерии из Европейской организации по ядерным исследованиям. Контейнер с антивеществом, предположительно заложенный в Ватикане, ставит под угрозу жизнь не только представителей Римско-католической церкви, но и всего человечества. Ситуацию усложняет таинственное исчезновение 4 главных кандидатов на папский престол в период заседаний в Сикстинской капелле конклава, который должен назвать имя нового предстоятеля после смерти предыдущего понтифика. Роберт Лэнгдон, вызванный на помощь римской полиции, понимает, что за похищениями стоят иллюминаты, а найти контейнер позволят знаки, оставленные членами ордена в 4 уголках Рима. Расположение этих знаков на карте города образует крест с вершинами на месте крипты при церкви Санта-Мария-дель-Пополо, площади перед Собором Святого Петра в Ватикане, церкви Санта-Мария-делла-Виттория, фонтана Четырёх рек на Пьяцца Навона авторства Дж. Л. Бернини и замка Святого Ангела (Burstein. 2010).
«Код да Винчи», второй роман про Роберта Лэнгдона, вышел в 2003 г. и стал международным бестселлером, был переведён на 44 языка и издан общим тиражом более 81 млн экземпляров. На этот раз сюжет разворачивается в Париже, куда главный герой отправляется, чтобы раскрыть убийство куратора Лувра Жака Соньера и одновременно доказать свою невиновность в этом преступлении. Тело Соньера было найдено в позе Витрувианского человека с картины Леонардо да Винчи. Зашифрованная надпись на теле убитого подсказывает профессору символики, что дальнейшие ключи к убийству необходимо искать в работах итальянского мастера. Поиски постепенно приводят Лэнгдона к Священному Граалю и могиле Марии Магдалины, однако не он один следует загадочным подсказкам (Bock. 2004). Внучка убитого, криптолог Софи Невё, помогает Лэнгдону сбежать от полиции, чтобы вместе решить загадку убийства её дедушки. В расследовании им противостоят члены секретного общества Приорат Сиона, бдительно и жестоко охраняющие священную тайну (Butziger. 2006).
После событий первых двух романов действие «Утраченного символа» (2009) переносится в Вашингтон, куда Лэнгдона вызывают, чтобы прочитать лекции в Капитолии. На месте герой оказывается вынужден разгадывать секрет древнего масонского портала, искать некие Мистерии Древностей и расшифровывать «утраченное слово» масонов и при этом противостоять таинственному преступнику, угрожающему другу и коллеге профессора.
В книге «Инферно» 2013 г. герой сталкивается с угрозой глобального распространения нового вируса, который создан влиятельным бизнесменом Бертраном Зобристом, чтобы предотвратить перенаселение планеты. Очнувшись в больничной палате во Флоренции, Лэнгдон попадает в самую гущу событий, где ему нужно раскрыть секрет металлического цилиндра. В цилиндре обнаруживается модифицированная «Карта ада» Сандро Боттичелли, расшифровав которую можно предотвратить смертельную пандемию. В центре сюжета лежит первая часть «Божественной комедии» Данте Алигьери – «Ад». По разгаданным зацепкам Лэнгдону удаётся понять, что вирус находится в Стамбуле. Однако продолжатели дела Зобриста всеми силами стремятся помешать герою сорвать зловещий план.
Последней частью цикла романов о приключениях гарвардского профессора стала книга «Происхождение» 2017 г. В ней разворачивается история поездки героя в испанский Бильбао, где на презентации в сверхтехнологичном музее Гуггенхайма миллиардер, футуролог и бывший студент Лэнгдона Эмон Кирш готовится публично открыть людям тайну человеческого происхождения и сделать сенсационный прогноз будущего. Однако во время оглашения его феноменального открытия Кирша убивают, и специалист по религиозной символике вновь разбирается в причинах преступления.
Экранизации
Актёрский состав фильмов о Роберте Лэнгдоне многонационален и включает, помимо американца Т. Хэнкса, как французских актёров О. Тоту, Ж. Рено и О. Си, так и британских И. Маккеллена, П. Беттани, А. Молину и Ф. Джонс, а также шотландца Ю. Макгрегора, шведа С. Скарсгарда и др. (Ebert. 2006). Музыку к серии фильмов написал немецкий композитор Х. Циммер, в 2006 г. номинированный на премию «Золотой глобус» за лучший саундтрек к «Коду да Винчи». Слоганом первого фильма стала фраза «Так тёмен обманный ход мысли человека», второго – «Они пришли, чтобы мстить», третьего – «"Код да Винчи" и "Ангелы и демоны" были только началом».
Создатели фильмов неоднократно сталкивались с сопротивлением представителей Римско-католической церкви и общественности в местах проведения съёмок, которым, в частности, удалось добиться запрета на съёмки в Вестминстерском аббатстве и церкви Сен-Сюльпис в Париже (Da Vinci Code controversy heats up. 2006). Французское министерство культуры разрешило снять первую сцену «Кода да Винчи» в Лувре, однако оригинал «Моны Лизы» кисти Леонардо да Винчи был заменён на копию. Святой Престол отказался открыть для съёмок второй части территорию Ватикана, поэтому создателям пришлось использовать похожие помещения и декорации (Rogak. 2005).
Наибольшие скандалы сопровождали выход первой части трилогии, «Код да Винчи», запрещённой к показу в Индии, Китае, Пакистане, Иордании и Египте из-за оскорбления чувств верующих и искажения истины об Иисусе Христе, изложенной в Библии и Коране («The Situation with Tucker Carlson». 2006). Для опровержения представлений о религии, отражённых в фильме, был создан документальный фильм «Код да Винчи: мастерский обман» («The Da Vinci Code: A Masterful Deception», 2006, режиссёр М. Бьясетти) с участием официальных представителей Ватикана, а также историков, экспертов по религиозным вопросам и репортёров (Ватиканский кардинал ... 2006). Годом ранее вышел документальный фильм «Discovery: Тайны да Винчи» («Da Vinci Declassified», 2005, режиссёры Дж. Карр и Д. Комтуа) (Discovery. 2002), в котором своими гипотезами о загадках романа делились искусствоведы, историки, антропологи, а также авторы книг о Священном Граале и тайных религиозных обществах.
Вопреки волне негодования и негативной критике «Код да Винчи» показал рекордные кассовые сборы в Италии и Испании. За первые 3 дня проката за пределами США фильм заработал 147 млн долл. против 77 млн долл. в США (Laman. 2021). Реакция на сиквел, фильм «Ангелы и демоны», вновь оказалась неоднозначной – если критики выставляли фильм в негативном свете, то официальное ватиканское издание L’Osservatore Romano назвало фильм «безобидным». «Инферно» получил много отрицательных отзывов критиков, его средний балл на агрегаторе Rotten Tomatoes составляет 4,6 баллов из 10 (Inferno. 2022).