Религия чистого разума
Рели́гия чи́стого ра́зума, понятие философии И. Канта. Включает в себя постулаты чистого практического разума и положения, непосредственно с ними связанные и необходимые в целях практического применения разума. Употребляется синонимично с понятием чистой моральной религии. Представляет собой разновидность естественной религии. Полагалась Кантом в качестве единственной истинной религии и противопоставлялась историческим (статутарным) религиям, основанным на вере в положения сверхъестественного божественного Откровения.
Положения религии чистого разума обозначаются Кантом уже в работе «Критика чистого разума» (1781, 1787) и получают дальнейшее развитие в трудах «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790). Наиболее подробно религия чистого разума рассматривается в поздней работе Канта «Религия в пределах только разума» (1793).
Основой религии чистого разума являются постулаты чистого практического разума (свобода, бытие Бога, бессмертие души), а также положения, непосредственно с ними связанные и необходимые для укрепления моральной настроенности индивида. Религия чистого разума тесно связана с моральным законом, обладающим аподиктической достоверностью, и по сути является производной от него; выражается в подлинно моральном поведении, в силу чего может также называться чистой моральной религией. Несмотря на некоторые расхождения в обосновании постулатов чистого практического разума в разных сочинениях Канта, основа религии чистого разума оставалась неизменной на протяжении всего критического периода. Подлинно моральное поведение определяется Кантом как следование предписаниям морального закона из уважения к нему. Тем самым Кант подчёркивает значимость не только совершённого поступка, но также и внутреннего намерения, лежащего в основе его совершения. Моральный закон предписывает человеку стремиться к реализации высшего блага, состоящего из гармоничного сочетания двух компонентов – добродетели и блаженства, сочетающегося с добродетелью. В жизни добродетель и блаженство не всегда находятся в прямо пропорциональном соотношении друг с другом, что приводит к необходимости полагать бытие высшей сущности (Бога), способной соединить оба эти компонента в интеллигибельном мире, а также продолжение существования души в интеллигибельном мире после смерти человека в эмпирическом мире (бессмертие души). Таким образом, вера в Бога и бессмертие души непосредственно связана с моральным законом, предписаниям которого человек должен следовать и которые, по этой причине, с необходимостью должны представляться реализуемыми. Высшее благо возможно лишь в случае, если человек способен к моральному поведению (обладает свободой воли), душа бессмертна и существует высшая сущность (Бог). Бог при этом с необходимостью представляется как наделённый моральным и интеллектуальным совершенством, что приводит к выведению моральных атрибутов (святость, справедливость, благость), а также ряда онтологических атрибутов (всеведение, вневременность и др.). Все эти свойства мы вынуждены предполагать у Бога, т. к. только обладая ими он может являться гарантом гармоничного сочетания добродетели и блаженства. Таким образом, эти свойства также, хотя и опосредованно, оказываются связанными с идеалом высшего блага и производны от него. Все эти положения доступны разуму человека, который способен вывести их из себя самого. И так как разум всех людей имеет одну и ту же природу, то и религия чистого разума может быть одной единственной и именно она и является истинной религией.
Кант противопоставляет религию чистого разума историческим религиям, которые основаны не на положениях чистого разума, а на положениях, записанных в священных писаниях, которым приписывается статус сверхъестественного божественного откровения. Человечество знает немало сакральных текстов, соответственно, и исторических религий, основанных на этих текстах, также великое множество. Постижение положений этих религий связано с постижением священных текстов и требует определённых интеллектуальных способностей и знаний, что делает их недоступными в полной мере для значительной части верующих. Это приводит к появлению определённого слоя людей, отвечающих за работу с сакральными текстами, их постижение, толкование и передачу. Исторические религии немыслимы без таких людей, в силу чего Кант называет их также учёными религиями. Кроме того, функционирование этих религий возможно лишь при условии наличия определённой институционализации (Церкви). Поэтому Кант именует исторические религии также церковными верами.
Самым существенным отличием исторических религий от религии чистого разума является то, что они предписывают выполнение различных внешних действий ритуального характера (посты, паломничества и т. п.), самих по себе морально индифферентных, придавая им определённую моральную ценность. При этом такого рода внешние действия воспринимаются в исторических религиях как служение Богу и в силу того, что Бог является высшим существом, то и служение ему приобретает высшую моральную ценность, ставясь выше служения ближнему. Такой подход Кант называет «лжеслужением» Богу, полагая, что единственным служением, которое Бог ожидает от человека, является исполнение предписаний заповеданного им морального закона, т. е. моральное служение. Все же внешние ритуальные действия на самом деле не имеют никакой ценности в глазах Бога и нужны лишь для поддержания целостности и единства конкретной церковной общины, сформированной на основе одной из церковных вер. Такие внешние морально индифферентные предписания Кант называет статутами, а церковные веры соответственно получают называние статутарных.
Несмотря на лжеслужение, характерное для всех исторических религий, Кант полагает, что они в какой-то степени могут быть полезны. Предписываемые ими статутарные действия, сами не имея моральной ценности, могут служить укреплению моральной настроенности, тем самым, хотя и косвенно, служа целям чистого морального служения. В той мере, в какой церковные веры помогают моральному возрастанию человечества и способствуют тем самым распространению морального служения, они могут быть полезны и даже необходимы. Последнее связано с необходимостью для человечества пройти долгий путь просвещения, который в конце должен увенчаться всеобщим распространением религии чистого разума. Не последнюю роль в просвещении человечества играют священнослужители и богословы, во власти которых подчёркивать первостепенную значимость подлинного морального служения и постепенно очищать существующие исторические религии от наносных, совершенно бесполезных статутарных элементов. При таком подходе, направленном на постоянное сближение церковной веры с религией чистого разума, которая единственно и является истинной, церковная вера может также считаться истинной (в расширенном смысле этого слова). Однако в конечном счёте, в результате постепенного развития человечества, все статутарные религии должны, путём постепенного очищения и приближения к чистой моральной религии, полностью трансформироваться в единую для всех людей религию чистого разума.