Кант о различных религиях
Кант о различных религиях. Все существующие религии И. Кант относил к статутарным, в силу чего ни одну из них не считал в полной мере истинной. Тем не менее он проводил между ними определённую дифференциацию, в зависимости от того, насколько они приближались к положениям чистой моральной религии. Наиболее удалёнными от неё Кант считал языческие религии ввиду присущей им статутарности. По сути, язычество и статутарность отождествляются, в результате чего Кант приходит к утверждению, что любая церковная вера в той мере, в какой она отдаёт приоритет внешнему статутарному служению, является языческой. Таким образом, переход от политеистических религий к монотеистическим расценивался Кантом как прогрессивное движение.
Среди монотеистических религий Кант также проводил различия. Дальше всего от чистой моральной религии находится иудаизм. В нём наибольшее внимание уделяется соблюдению внешних ритуальных предписаний, не имеющих моральной ценности. Бог в иудаизме выполняет роль светского правителя, а не морального законодателя. По сути иудаизм является формой государственного правления, а не церковного устройства.
Ислам хотя и содержит такие предписания, как милостыня, направленная на помощь ближним, также достаточно далеко отстоит от моральной религии, т. к. в них ценится не моральная составляющая этих действий, но лишь формальное внешнее их исполнение, необходимое потому, что так якобы повелел Аллах.
Ближе всего к религии чистого разума, по мысли Канта, приближено христианство, основу которого составляет исключительно моральное учение Христа. Впоследствии, однако, оно претерпело некоторые изменения, ввиду необходимости адаптации чистого морального учения к уровню развития еврейского народа. Это привело к интеграции нового морального учения со старыми культовыми формами и священными текстами, в силу чего к чистому моральному учению был примешан статутарный компонент, от которого христианство с течением времени должно полностью очиститься. Из всех христианских конфессий ближе всего к истинной религии находился протестантизм, который характеризуется бо́льшей внутренней свободой, опорой на Евангелие, а не на церковные предписания, не столь чётким отделением мирян от клира, а в конечном счёте – меньшей статутарностью. Католицизм оценивается более негативно, т. к. содержит наибольший компонент статутарности и наиболее приближен к политическому объединению, представляя собой форму теократического правления. Такое институциональное устройство церкви, в котором на первом месте находится статутарное служение, Кант называет «поповством». Теократическое устройство характерно, по мысли Канта, и для православия.