Развлечения в Интернете
Развлече́ния в Интерне́те, совокупность сайтов, сервисов, блогов и социальных сетей, предназначенных для использования в развлекательных целях. Развлекательный сегмент российского Интернета (Рунета) развивается с 1990-х гг. Так, 8 ноября 1995 г. был запущен первый ежедневно обновляемый портал в Рунете – «Анекдот.ру». В 2000-е гг. появились юмористические проекты «Фишки.нет», «ЯПлакалъ» и «Пикабу». Почти одновременно с бумажной версией журнала «Афиша» (1999) был запущен сайт Afisha.ru с анонсами, рецензиями и расписаниями киносеансов, концертов, спектаклей и других городских развлечений. В 2010-е гг. с распространением видеоконтента всё большую популярность стал завоёвывать видеохостинг YouTube. К концу десятилетия востребованными оказались онлайн-кинотеатры, сервисы потокового аудио, ресурсы, позволяющие вести видеотрансляции, или стримы (Twitch и др.), делиться откровенными изображениями и видеоматериалами (OnlyFans и др.), публиковать фотографии, выкладывать короткие видео (Coub, TikTok, Likee и др.).
Музыка
Как и почти любой другой контент, музыка в Рунете изначально распространялась преимущественно нелегально: записи выкладывались на пиратских сайтах (например, «Зайцев.нет»), на форумах, в сервисах для хранения и обмена данными (файлообменниках), на торрент-трекерах, позднее – в соцсети «ВКонтакте» (Завьялов. 2020). Практика скачивания музыки из Интернета пришла на смену покупке физических mp3-дисков с записями альбомов или целыми антологиями исполнителей – дискографиями той или иной группы на одном носителе, подборками лучших произведений в том или ином жанре (например, «Шансон в дорогу: 500 часов лучших хитов») и т. д.
Характер потребления музыки коренным образом изменило появление технологии потокового аудио, стриминга. Дешёвый и быстрый доступ к Интернету позволил потребителям слушать музыку непосредственно в Сети, а легальные сервисы и платформы, работающие по подписной модели, избавили от необходимости нарушать закон. Своего рода промежуточным статусом было прослушивание музыки через сервис «ВКонтакте», где музыкальные файлы уже не скачивались, а запускались непосредственно в Сети, но до 2013 г. эта практика оставалась преимущественно нелегальной.
В 2010–2020-е гг. в России получили распространение такие музыкальные стриминговые сервисы, как «Яндекс Музыка», YouTube Music, Boom (сменивший по большей части пиратскую «стену» «ВКонтакте»), Аpple Music, «СберЗвук», Spotify (Шестопёров. 2020). К легальному использованию музыки перешли и коммерческие организации: бары, рестораны, гостиницы, фитнес-клубы. Пиратство в области музыки было практически полностью устранено.
Видео
Если в музыкальной индустрии к 2020-м гг. пиратство было практически преодолено, то легальным онлайн-кинотеатрам удалось привлечь лишь часть аудитории видеоконтента в Интернете. Отчасти это может объясняться высокой стоимостью подписки и небольшими библиотеками отдельных сервисов, отчасти сложившимися ранее потребительскими привычками российских пользователей. Значительная их часть смотрят кино на пиратских площадках, зарабатывающих на рекламе букмекерских контор и казино со столь же спорным юридическим статусом. Зачастую реклама подобных нелегальных развлечений сама становилась культурным феноменом, воспринимаемым как художественное произведение. Так, песня рэпера АК-47 «Азино 777», исполненная им в рекламном ролике одноимённого онлайн-казино, обеспечила музыканту новый виток популярности, он даже исполнял её на концертах.
Несмотря на такое господство пиратского видеоконтента в Рунете, легальные видеостриминги, такие как Okko, IVI, «Амедиатека», KION, more.tv, START, «Кинопоиск» привлекают значительные инвестиции и даже создают собственный контент. По данным международной аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, в 2020 г. лидером рынка был сервис IVI, а общая выручка легальных онлайн-кинотеатров достигла 38,9 млрд руб. (Ефимович. 2021). Бум видеостриминга совпал с возросшим интересом к российским сериалам, многие из которых стали сниматься специально для показа онлайн. Среди успешных проектов такого рода можно выделить сериалы «Содержанки» (с 2019), снятый по заказу платформы Start, «Чики» (2020, режиссёр Э. Б. Оганесян), вышедший на площадке more.tv, «Последний министр» (2020–2022, режиссёр Р. О. Волобуев), созданный для Кинопоиска.
Игры
Многопользовательские онлайн-игры – одно из основных развлечений в Интернете. Если в начале 2000-х гг. молодые люди либо играли в одиночку, либо посещали специальные клубы, чтобы воспользоваться компьютерами, объединёнными в локальную сеть, то в 2010-х гг. игры стали доступны прямо из дома (Бабаев. 2014). Важнейшими проектами здесь стали «Counter-Strike» (2000), «Dota» и «Dota 2» (2003 и 2013), «World of WarCraft» (2004), «World of Tanks» (2010), «Minecraft» (2011). Субкультура геймеров – поклонников разнообразных игровых вселенных – едва ли не самая многочисленная в развлекательном сегменте Интернета.
Из способа весело провести время компьютерные игры превратились в особые экосистемы со своей валютой и виртуальными товарами. Одновременно активно развивается жанр летсплея (англ. let’s play – букв. «давай поиграем») – онлайн-трансляций прохождения компьютерной игры тем или иным игроком. Само участие в онлайн-играх превратилось в форму коммуникации, далеко не всегда связанную со стремлением достичь результата внутри самой игры. Основной площадкой, ориентированной на летсплей, стал видеостриминговый сервис Twitch. Кроме того, сообщества летсплейщиков сложились на платформе Steam и в YouTube. Одной из основоположниц летсплея в России стала К. Козырева (Стримерша Карина). В середине 2010-х гг. ей удалось превратить прохождение компьютерных игр в интерактивное шоу, где присылающие пожертвования (донаты) зрители могли комментировать происходящее и влиять на него. Летсплею уделяли внимание такие знаменитые видеоблогеры, как И. Р. Рудской (Ивангай) или В. А. Бумага (Влад А4). На начало 2020-х гг. популярными летсплейщиками оставались О. Бочаров (Stray228), В. Козаков (Evelone192), В. Леонтьев (Бустер) и др.
Юмор
Важную часть развлекательного контента Рунета всегда составлял юмор. «Анекдот.ру» был одним из первых регулярно обновляемых сайтов (Баулин. 2019). В 2000–2010-е гг. огромной популярностью пользовались агрегаторы юмористических материалов, часто пользовательских: «ЯПлакалъ», «Пикабу», «Фишки.нет», AdMe, «Башорг», dirty.ru, «Лепра» и др. Забавные фрагменты переписки, смешные цитаты, весёлые истории из жизни, в особенности картинки со смешными подписями (демотиваторы, позднее мемы) до сих пор составляют львиную долю культурной продукции Интернета. Сделанные на основе стандартных шаблонов, например «ожидание-реальность» или «неверный парень», мемы не только смешат, но и зачастую довольно точно фиксируют социальные, политические, культурные противоречия. В определённом смысле они наследуют концептуалистскому искусству, будучи при этом не элитарным, а предельно массовым, «народным» жанром.
Первым мемом Рунета принято считать картинку с влюблённой парой и неожиданно оказавшимся рядом с ней медведем, подписанную «Превед, медвед!». Эта картинка с подписью впервые появилась на развлекательном портале dirty.ru в 2006 г. (Кузнецов. 2021). Изначально мемы распространялись преимущественно на анонимных форумах (имиджбордах), таких как «Двач», или в юмористических сообществах в соцсетях «ВКонтакте», LiveJournal (ЖЖ), «Одноклассники», Telegram. Сегодня смешные картинки с подписями стали универсальным средством коммуникации для самых разных социальных и профессиональных сред: свои мемы есть у учёных, философов, художников, политиков, бизнесменов.
Юмористические (или просто смешные) видеоролики исторически составляют один из самых популярных типов контента YouTube. Творчество видеоблогеров, профессиональные проекты вроде «Реутов ТВ» или «О нет, только не это!», обзоры нелепых видео («Плюс 100500», «This is Хорошо»), разнообразные пародии, например вариации на тему ролика «Феерическая расстановка точек над эмо» («Феерическая расстановка точек над компьютерщиками», «Феерическая расстановка точек над енотами» и т. д.) – всё это пользуется неизменным успехом интернет-аудитории.
Особое место в юмористической интернет-культуре ко 2-й половине 2010-х гг. занял стендап. «Новый русский юмор», городской рассказ, максимально приближенный к жизни (и американским образцам жанра) потребляется преимущественно в YouTube в виде записей концертов и юмористических программ.