«Psychonauts»
«Psychonauts», видеоигра в жанре 3D-платформер с элементами экшена и квеста. Вышла в 2005 г. и стала дебютным проектом студии Double Fine Productions, основанной видеоигровым разработчиком Т. Шейфером после ухода из Lucas Arts Entertainment (Lucasfilm Games). Он же выступил креативным директором, гейм-дизайнером и сценаристом игры. Сценарий Шейфер написал в соавторстве с Э. Уолпо. На момент выхода игра плохо продавалась, но впоследствии обрела культовый статус.
Изначально руководство Double Fine Productions планировало издавать игру в сотрудничестве с Microsoft, но в процессе разработки было вынуждены обратиться к услугам другой компании – Majesco Entertainment (Majesco Entertainment Company). К расторжению контракта привели разногласия Шейфера с Microsoft, однако сохранение прав на проект за Double Fine Productions позволило довести его до релиза, но уже в тандеме с Majesco Entertainment, чьё руководство в большей степени разделяло творческое видение Шейфера. Благодаря смене издателя «Psychonauts», создававшаяся как эксклюзив для Xbox, вышла также на PC и Playstation 2. В последующие годы игра была портирована на операционные системы Linux, macOS, а также для видеоигровых консолей Xbox 360 и Playstation 4. Несмотря на затянувшуюся разработку и коммерческий провал, «Psychonauts» была удостоена титула «Игра года» по версии многих изданий, а в 2006 г. получила награду BAFTA за лучший сценарий.
На концепцию «Psychonauts» повлиял эпизод, не вошедший в «Full Throttle» (1995) (квест, созданный ещё в годы работы Шейфера в компании Lucasfilm Games), в котором сценаристы хотели показать «путешествие» героя по бессознательному, начавшееся под воздействием галлюциногена. Замысел частично удалось воплотить в дебютной игре Double Fine Productions, изменив сюжетное обоснование блужданий по лабиринтам психики: в «Psychonauts» исследование бессознательного обуславливается способностью героев проникать в мозг и влиять на него изнутри. В год основания Double Fine Productions состоялся релиз «American McGee’s Alice». Учитывая внимание прессы и геймерского сообщества к этому проекту, не исключено, что Шейфер учёл опыт коллеги. Однако если «American McGee’s Alice» оформлена как хоррор, то Шейфер в изложении нарратива склонился к интонации абсурдистской трагикомедии. Игра Double Fine Productions пародирует шпионский боевик. Разработчики активно ссылаются на феномены массовой культуры.
Главным героем игры выступает подросток по имени Разпутин Аквато, сбежавший от семьи циркачей в летний лагерь «Шепчущий камень». Раз (сокращённо от Разпутин) – талантливый экстрасенс, но семья по таинственным причинам как будто не позволяет мальчику развивать его дар. «Шепчущий камень», о котором Раз узнал из рекламной брошюры, со стороны похож на обычный скаутский лагерь, но на самом деле создан для подготовки пси-кадетов. Обучением руководят опытные психонавты – тайные правительственные агенты, привлекаемые в ситуациях, с которыми не могут справиться «обычные» спецслужбы. Педагоги видят в мальчике потенциал и соглашаются тренировать его до приезда родителей. Морсо Олеандр, Саша Найн, Милла Воделло и Форд Круллер обучают Разпутина основам исследования ментальных миров и манипуляции материей с помощью пси-способностей. В рутинную жизнь лагеря вмешиваются непредвиденные обстоятельства. Некто похищает у детей мозги и нейтрализует почти всех союзников главного героя, вынуждая его развивать свой талант в экстремальных условиях, параллельно распутывая заговор.
Игровой процесс «Psychonauts» базируется на платформинге с элементами экшена. Исследуя территорию лагеря и ментальные миры неигровых персонажей, герой задействует не только бег, прыжки, левитацию, манипуляции с объектами окружения, но и вариативные комбинации пси-способностей для устранения противников и решения головоломок. Функционально «Шепчущий камень» и его окрестности являются разбитым на несколько локаций уровнем-хабом (локация, из которой игрок может направлять персонажа на другие уровни), где пользователь может не только общаться с неигровыми персонажами, узнавая детали сеттинга, но и обменивать найденные на территории лагеря и в чужом подсознании ресурсы на предметы, облегчающие геймплей. Также в лагере возможно конвертировать игровые ресурсы в опыт, изучая новые и усиливая ранее освоенные пси-навыки. Всё это необходимо для доступа в изначально закрытые области с коллекционными предметами, вследствие чего гейм-дизайн подталкивает игрока к бэктрекингу. Так как Разпутин может проникать в чужой разум, помимо лагеря и окрестностей пользователю доступны 10 игровых уровней, представленных проекциями психики других персонажей.
Приступив к сбору средств на разработку сиквела, специалисты Double Fine Productions проанализировали формулу дизайна уровней оригинальной «Psychonauts» и обнаружили в ней следующие переменные: личность персонажа, в мозгу которого разворачивается действие; психологическую проблему персонажа; сеттинг уровня; его эстетическое воплощение; гармонирующую с остальными переменными игровую механику. Таким образом, разработчики помещают основу геймплея (платформинг и экшен) от уровня к уровню в новый контекст, дополняя её уникальными для каждого ментального мира эстетикой и игровыми механиками.
Особенностью дебютного проекта Double Fine Productions стала юмористическая рецепция непрофессиональных представлений о психоанализе. Часть юмора строится на почти буквальной интерпретации понятий и образности из этой области. «Эмоциональный багаж» и «запертые воспоминания» в мире «Psychonauts» являются коллекционными предметами, «коллективное бессознательное» – узловой локацией, из которой можно попасть в доступные ментальные миры, а «внутренние цензоры» – игровыми противниками.
Эмоциональный багаж представляет собой разбросанные по уровням плачущие сумки, запертые воспоминания – пугливые зооморфные сейфы на ножках, а цензоры в игре изображены как карикатурные бюрократы, вооружённые гигантскими печатями и стремящиеся выгнать Разпутина из чужой головы. Буквальное прочтение этих образов овеществляет абстрактный мир чужой психики, однако, работая с психоаналитической тематикой, Шейфер и Уолпо не ограничиваются её декоративным использованием и вплетают её в сюжетные конфликты. Исследуя бессознательное других героев, Разпутин помогает наиболее травмированным из них решить психологические проблемы. Каждый ментальный мир может рассказать игроку личную и не всегда весёлую в своей основе историю. В эти момент «Psychonauts» сочетает гротескный визуальный стиль, динамичный геймплей и абсурдистский юмор с трагедией, что отмечалось многими игровыми изданиями.
В 2017 г. на платформе Playstation VR вышла игра «Psychonauts in the Rhombus of Ruin» – связующее звено между оригинальной игрой и полноценным сиквелом, анонсированным в 2015 г. и вышедшим 25 августа 2021 г. на платформах Windows, PlayStation 4, Xbox One и Xbox Series X/S.