#Психолого-педагогические термины
Психолого-педагогические термины
Тег

Психолого-педагогические термины

Психолого-педагогические термины
Найденo 13 статей
Термины
Проблемное обучение
Пробле́мное обуче́ние, тип развивающего обучения, в основе которого лежит постановка педагогом учебно-проблемных задач. В процессе решения проблемных задач учащиеся овладевают обобщёнными способами приобретения новых знаний и применяют их для решения конкретных систем задач. При проблемном обучении сближаются процессы учения и научного познания (творчества). Строится на основе теории познания как поиска и разрешения противоречий в действительности, психологических исследований мышления как творческого процесса, идей развивающего обучения, психологической концепции развивающего обучения.
Педагогика и образование
Термины
Резильентность
Резилье́нтность, характеристики, которыми обладает индивидуум (ребёнок или взрослый), лучше других справляющийся с неблагоприятными, разрушительными обстоятельствами, возникающими в процессе их развития, способный преодолевать неблагоприятные внешние воздействия. Термин «академическая резильентность» приходит в образование и впервые применялся в международных сравнительных исследованиях для определения способности школьников из семей с ограниченными социальными, экономическими и культурными ресурсами достигать высоких результатов в тестах. В зависимости от области применения значение термина варьирует от психологической способности справляться со стрессом и жизненными невзгодами до способности детей с социально неблагополучным бэкграундом демонстрировать высокие образовательные достижения. Резильентность рассматривается как многомерное понятие, процесс, происходящий во взаимодействии индивида и его социального окружения.
Педагогика и образование
Научные теории, концепции, гипотезы, модели
Деятельностная теория учения
Де́ятельностная тео́рия уче́ния, разработанная Н. Ф. Талызиной во 2-й половине 20 в. оригинальная концепция педагогической психологии, которая базируется на общепсихологической теории деятельности и теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина. На основе принципов деятельностной теории учения (изначально теории усвоения) Талызина описала требования к управляемому формированию понятий в практике школьного обучения. Теория отражена в книгах «Педагогическая психология» (1998), «Деятельностная теория учения» (2018).
Психология
Термины
Действие (в концепции Гальперина)
Де́йствие, процесс целенаправленного преобразования существующих независимо от нашего сознания объектов, единица поведения; основной предмет теоретических и экспериментальных исследований П. Я. Гальперина. Действие состоит из ориентировочной и исполнительной частей; первая является психологическим механизмом действия и определяет его качество. Основным методом психологического исследования для Гальперина было поэтапное формирование действий с заданными свойствами. Под его руководством проведено экспериментальное формирование физических (практических), перцептивных, речевых и умственных действий. Последовательность этапов образования действия получила название шкалы поэтапного формирования; по мере продвижения действия по шкале существенным образом меняются его свойства. Гальперин различал 2 вида действий: с готовым механизмом (автоматические) и нуждающиеся в ориентировке в плане образа (активные); 4 эволюционных уровня действия – физическое, физиологическое, действие субъекта и действие личности. Исследование предметного действия Гальперин рассматривал в контексте проблемы деятельности в психологии, связанной с вопросом о предмете психологии.
Психология
Психические, психофизиологические процессы или явления
Интеллектуальная пассивность
Интеллектуа́льная пасси́вность, психологическое явление, заключающееся в нежелании детей прилагать интеллектуальные усилия для решения доступных для них задач. Явление описано в 1951 г. Л. С. Славиной (научная школа Л. И. Божович), которая экспериментально обосновала возможность преодоления интеллектуальной пассивности у первоклассников. Полученные результаты отражены в публикациях: «Психологические условия повышения успеваемости у одной из групп отстающих школьников I класса» (1951), «Психологические условия повышения интеллектуальной активности учащихся I класса в учебной работе» (1955). Л. В. Орлова (1991) провела экспериментальное исследование видов интеллектуальной пассивности.
Психология
Термины
Форма действия (в концепции Гальперина)
Фо́рма де́йствия, одно из свойств (параметров) действия в теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина. При делении свойств действия на первичные и вторичные форма действия (уровень) была отнесена Гальпериным к первичным свойствам. Гальперин различал материальную (материализованную), речевую и умственную формы действия; кроме того, в ранний период творчества выделял в качестве предшествующего материальной форме выполнение действия в форме прослеживания чужого действия, а в последние годы – перцептивную форму как выполнение действия в плане восприятия (предметы находятся перед глазами), занимающую промежуточное положение между материальной и речевой формами действия. Гальпериным описано психологическое значение каждой из форм, а также функционально-генетическая связь между ними. В соответствии с уровнями выполнения действия получили своё название и этапы формирования действия.
Психология
Термины
Эффект убывания полезности выборки
Эффе́кт убыва́ния поле́зности вы́борки, эффект, демонстрирующий зависимость количества выявленных юзабилити-проблем от количества тестируемых пользователей. Формула зависимости описана в 1993 г. Я. Нильсеном и Т. Ландауэром на основании данных 11 исследований. Наиболее известным выводом из формулы является утверждение о том, что выборки из 5 респондентов достаточно, чтобы выявить 85 % проблем взаимодействия с цифровым продуктом.
Психология
Научные произведения
Случай Роджера Харкера
Случай Роджера Харкера. Профессиональный путь Дж. Спиндлера в области антропологии образования начался с конкретного случая (case study) – анализа взаимодействия со школьным классом молодого учителя Р. Харкера. Этому кейсу посвящена отдельная публикация (Spindler. 1982), и в дальнейшем Спиндлер неоднократно к нему возвращался, переосмысливая, извлекая новые интерпретации. «… У меня не было бы карьеры в антропологии образования, если бы не Роджер Харкер (конечно, псевдоним). Он является идеальным примером, ибо … хорошо иллюстрирует множество различных аспектов роли [учителя как] культурного транслятора и посредника в культурно разнообразном американском обществе», – писал Спиндлер (Spindler. 2000. P. 6).
Психология
1
2