Скаткин Михаил Николаевич
Ска́ткин Михаи́л Никола́евич [29.7(11.8).1900, село Козлово, ныне Конаковский район, Тверская область – 7.8.1991, Москва], российский педагог, просветитель, доктор педагогических наук (1970), профессор (1971), действительный член Академии педагогических наук (АПН) СССР (1985). Участник Великой Отечественной войны.
Окончил Московскую гимназию имени Григория Шелапутина (1918). Работал учителем начальной школы Новоузенского района Саратовской области (1919). В 1920–1929 гг. в составе 1-й Опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР под руководством С. Т. Шацкого; учитель сельской школы, затем сотрудник экономической секции Калужского отделения, в 1926 г. там же окончил педагогические курсы, затем прошёл научную стажировку на экономическом факультете Тимирязевской сельскохозяйственной академии и в Исследовательском институте сельскохозяйственной экономики.
С 1930 г. вёл научно-исследовательскую работу в научно-педагогических учреждениях Москвы, одновременно преподавал в вузах: в 1930–1932 гг. – научный работник Института научной педагогики при 2-м МГУ, в 1932–1933 гг. – старший научный сотрудник Программно-методического института Наркомпроса РСФСР, в 1933–1937 гг. – руководитель группы естествознания в Центральном НИИ начальной школы, в 1937–1941 гг. – заведующий кабинетом методики естествознания начальной школы Государственного института школ Наркомпроса РСФСР. В 1940 г. учёный секретарь естественно-географической секции Учебно-методического совета НКП РСФСР, с 1941 г. – учёный секретарь совета.
С 1945 г. в системе АПН СССР (в 1944–1947 – учёный секретарь). В 1948–1957 гг. – заведующий сектором дидактики, затем политехнического образования Института теории и истории педагогики, 1960–1964 гг. – заведующий сектором основ общего и политехнического образования НИИ методов обучения АПН РСФСР. С 1969 г. в НИИ общей педагогики АПН СССР: заведующий лабораторией дидактики (1969–1970), в 1975–1979 гг. – заведующий отделом методологических и теоретических проблем; с 1979 г. – старший научный сотрудник-консультант лаборатории общих проблем дидактики.
В 1920-х гг. занимался комплексным социально-педагогическим исследованием путей осуществления общего образования в условиях сельского социума: анализом социокультурных и средовых факторов общего образования, поиском путей связи деятельности сельской школы с окружающим аграрным населением, изучением проблем развития сельской школы, вопросами обучения и воспитания крестьянских детей, обогащения интеллектуального содержания их труда.
В 1930–1940-х гг. определил способы содержательного наполнения и предметно-методического обоснования учебного курса естествознания для начальной школы и использования его потенциала для общего образования школьников; разработал рекомендации по формированию у школьников познавательного интереса к естествознанию, связи материала урока с практикой сельскохозяйственных работ, развития исследовательского подхода к пониманию явлений природы.
Создал учебно-методический комплекс по естествознанию для начальной школы – стабильные интегрированные учебники по естествознанию и природоведению, учебные программы, методические пособия для учителей, построенные на межпредметной основе, способствующие формированию у учащихся целостного восприятия окружающего мира (свыше 80 переизданий на разных языках).
В 1940-х гг. обосновал принципы, содержание, формы и методы общего образования; разработал частные теории образования, осуществил программно-методическое оформление его содержания.
В 1950-х – 1-й половине 1960-х гг. разработал инновационную концепцию политехнического образования (содержание, формы и методы обучения), содержавшую принципиально новые подходы к трактовке политехнического образования; сформировал первую отечественную научную школу педагогов-политехнистов; разработал и систематизировал методику сбора и обобщения банка передовых приёмов и методов педагогического труда, обеспечивающих осуществление политехнического образования.
Во второй половине 1960-х – 1-й половине 1970-х гг. совместно с И. Я. Лернером сформулировал и обосновал дидактическую концепцию содержания общего образования, классификацию принципов и методов обучения; разработал социально-педагогические и психологические основы формирования научного мировоззрения школьников в процессе изучения гуманитарных и естественно-научных предметов.
В 1976–1991 гг. осуществил обобщающие исследования по педагогическому прогнозированию, философии, теории и методологии педагогики как науки, определению дидактических основ образования; содействовал формированию культурологической концепции определения содержания общего образования; обосновал содержание и формы осуществления общего образования в условиях перестройки социальной и общественно-политической жизни общества, модернизации системы образования и педагогической науки. Разработал фундаментальный закон социальной взаимообусловленности и взаимосвязи воспитания, образования и педагогической науки.
В 2012 г. Президиум Российской академии образования учредил медаль М. Н. Скаткина «За заслуги в развитии педагогики», которой награждаются видные учёные, специализирующиеся в сфере теории образования.