Принцип «фрустрация – регрессия» (в менеджменте)
При́нцип «фрустра́ция – регре́ссия» в менеджменте, теоретическая закономерность поведения, согласно которой человек может изменить приоритетность удовлетворения потребностей, нацелившись на удовлетворение потребности более низкого порядка, если потребность высшего порядка не может быть удовлетворена. Данный термин используется в первую очередь в психологии и теориях мотивации применительно к управленческим дисциплинам.
Понятие фрустрации и регрессии
Под фрустрацией (от лат. frustratio – обман, расстройство, разрушение планов) в психологии понимается психологическое состояние человека, вызванное существенными трудностями или непреодолимыми препятствиями на пути к цели, характеризующееся раздражительностью, стрессом и ощущением беспомощности, возникшими в связи с переживанием неудачи (объективной или субъективно воспринимаемой).
Регрессия (от лат. regressus – обратное движение) в общем смысле означает возврат человека к более ранним, упрощённым формам поведения и мышления. В специальном значении это защитный механизм психики, с помощью которого человек избегает (или пытается избежать) чувства тревоги, возвращаясь к более ранним формам либидного и эго-развития.
Таким образом, термин «фрустрация – регрессия» описывает поведение человека, при котором личность упрощает своё поведение и мышление, чтобы избежать стресса от невозможности достичь той или иной цели, а также ориентируется на более простую цель. При этом регрессия также не является решением проблемы фрустрации, поскольку, возвращаясь к предыдущему уровню развития в своём мышлении и поведении, человек вновь сталкивается с тревогой, но уже на более ранней стадии развития, и процесс зацикливается.
Теория потребностей по Альдерферу
Принцип «фрустрация – регрессия» введён в теорию мотивации американским психологом, профессором Йельского университета К. Альдерфером (1940–2015) в работе «Эмпирическое исследование новой теории человеческих потребностей» («An empirical test of a new theory of human needs»), в которой было предложено переосмысление пирамиды потребностей А. Маслоу. Согласно теории Альдерфера, пирамида потребностей может быть реорганизована и состоять всего из трёх уровней (Alderfer. 1969. С. 142–175): потребностей существования (англ. Existence), взаимосвязей (англ. Relatedness) и роста (англ. Growth). Данная теория также называется теорией ERG – по первым буквам описываемых в ней категорий потребностей:
потребности существования – материальные и физиологические нужды человека, такие как потребность во сне, пище, воде, одежде, чистом воздухе и безопасности, а также, по некоторым версиям, в физическом прикосновении другого человека (первые два уровня потребностей пирамиды Маслоу);
потребности взаимосвязей – стремление личности сохранить значимые для неё социальные контакты (семью, друзей, коллег, руководителей), а также получить и удержать общественное признание и почёт, т. е. потребность в нахождении и закреплении себя в некоторой комфортной социальной группе (третий и четвёртый уровни потребностей по Маслоу);
потребности роста – потребности в саморазвитии и личностном росте, стремление человека к самовыражению и творчеству во внешней среде, желание действовать, чтобы приблизиться к совершенной версии себя, т. е. справляться со значимыми задачами и жить осознанно (четвёртый и пятый уровни иерархии потребностей Маслоу).
Вышеописанные уровни располагаются по степени конкретики методов удовлетворения потребностей. Материальные потребности удовлетворяются совершенно конкретным образом, поскольку связаны с инстинктами человека и физиологическими особенностями организма. Потребности взаимосвязей несколько менее конкретны в связи с тем, что человек нуждается в построении отношений ещё хотя бы с одной другой личностью. Наконец, потребности роста глубоко индивидуальны и зависят от выполнения личных целей и выражения внутренних ценностей человека (см. также статью Первичные и вторичные потребности).
Согласно теории Альдерфера, между разными уровнями потребностей существует три вида взаимосвязей, и, следовательно, три принципа работы человеческой психики применительно к мотивации:
«Удовлетворение – прогрессия»: удовлетворение низшего уровня потребностей позволяет перейти к удовлетворению нужд высшего порядка. Является основным принципом, описанным Маслоу в традиционной пирамиде, однако в теории ERG возможен переход от потребностей взаимосвязей к потребностям роста без удовлетворения потребностей существования (одно из основных отличий этих двух теорий мотивации).
«Фрустрация – регрессия»: если удовлетворение нужд высшего порядка невозможно или слишком затруднительно, потребности низшего порядка становятся для человека более релевантными и желанными. Человек направляет на них всю накопленную и нереализованную энергию, а также другие внутренние и внешние ресурсы.
«Удовлетворение – усиление»: удовлетворение конкретного уровня потребностей способно сохраняться в течение времени и/или усиливать потребности более низкого уровня, если невозможно перейти к достижению потребностей более высокого порядка.
Принцип «фрустрация – регрессия» в менеджменте
Использование принципа «фрустрация – регрессия» принципиально для понимания мотивации сотрудников и руководителей организации. Например, если у сотрудника не удовлетворена потребность в росте (ему долгое время отказывают в продвижении по карьерной лестнице), то он будет пытаться удовлетворить эту потребность переориентацией на более достижимые для него потребности: сфокусируется на взаимосвязях с коллегами в попытке доказать свой авторитет или будет стараться больше заработать, чтобы таким образом компенсировать отсутствие должностного роста. Это поведение может показаться продуктивным и даже помогать организации в достижении её целей, однако истинная потребность сотрудника так и не будет удовлетворена, а неудовлетворённость со временем будет только расти.
Таким образом, менеджеры не должны фокусироваться на удовлетворении только одной потребности – теория Альдерфера предполагает не только одновременное удовлетворение высших и низших потребностей (существенное отличие от теории Маслоу), но и индивидуальную иерархию потребностей для каждого человека, т. е. иерархия потребностей будет отличаться в зависимости от ценностей человека.
Обращаясь к принципу «фрустрация – регрессия» в рамках одной личности, исследователи показали, что понимание фрустрации как явления, запускающего процесс простого переключения внимания с потребностей одного ранга на другой, безосновательно (Elujekwute. 2021. P. 231–241). Напротив, невозможность удовлетворить потребность является началом креативного сознания. Это первый шаг человека к переформулировке собственных потребностей, их переопределению и пересмотру иерархического порядка потребностей внутри самого себя (Стожко. 2013. С. 10). Соответственно, сталкиваясь с непреодолимой преградой и испытывая фрустрацию (как отсутствие внутренней гармонии), личность в конечном счёте творит сама себя, приумножая свои креативные потенциал и стоимость, в то время как подразумеваемое Альдерфером под «потребностями роста» не может быть сопряжено с саморазвитием без корректной логической связки, поскольку рост ещё не предполагает внутреннюю гармонию. Более того, удовлетворение потребности роста часто безосновательно трактуется как самовыражение, тогда как для последнего не всегда нужно превосходить нынешний уровень собственного навыка. При этом регрессия как механизм психики появляется в результате желания человека избежать возникающих перед ним проблем, а переформулировка поставленных перед ним целей открывает путь к саморазвитию как в личностном, так и в профессиональном смысле.