Постпозитивизм (в международных отношениях)
Постпозитиви́зм, направление исследований в теории международных отношений. Формируется с 1980-х гг. как альтернатива всем «классическим» парадигмам, включающим неореализм, неолиберализм и глобализм, которые представителями постпозитивизма были названы «позитивизмом». Постпозитивизм предполагает, что знание о политике не может претендовать на объективность, а главной категорией для анализа политики становится идентичность политического субъекта. К этому направлению относятся такие подходы в теории международных отношений, как постмодернизм, постмарксизм, постфеминизм и социальный конструктивизм. Как идейное течение постпозитивизм неоднороден: если социальный конструктивизм претендует на роль метатеории (инструмента для создания теорий), то его самый радикальный вариант – постмодернизм – считает создание теорий о политике ненужным.
Позитивизм и постпозитивизм
Постпозитивизм видит своё отличие прежде всего в философско-мировоззренческом аспекте, несколько уводя диалог с другими парадигмами теории международных отношений в русло совсем другой дисциплины – философии. Если позитивизм утверждает, что мир познаваем рациональными методами и познающий субъект способен быть объективным по отношению к изучаемому объекту, то постпозитивизм скептически оценивает познавательные способности человека и настаивает на субъективности познания, которое не может претендовать на истинность. Этот спор получил название «рефлектевистский поворот». Согласно постпозитивизму, любой исследователь исходит из определённых ценностей, убеждений, предпочтений, социально обусловленных знаний, социального статуса. Это означает, что позиция исследователя всегда содержит «нормативную» составляющую (М. Фуко).
История возникновения
Значительное влияние на постпозитивистов оказали взгляды американского философа Р. Рорти, который считал, что в общественных науках укоренилось механистическое восприятие человека и общества. Он подверг острой критике позицию позитивизма, согласно которой чем больше исследователь стремится быть объективным, абстрагируясь от эмоций и моральных ценностей, тем полнее знание. Р. Рорти отмечал, что сложившаяся с 17 в. традиция рационального познания явно недостаточна для объяснения мира, а наука об обществе в принципе несостоятельна. На смену рационализму в виде теорий, который должен быть разрушен, приходит «риторическая философия» в виде «диалога-беседы», в которой путём сопоставления мнений появляется некое отражение непознаваемой истины, и это отражение будет бесконечно меняться в дальнейших диалогах, не претендуя на окончательность.
Идейные истоки постпозитивизма связаны также с критической теорией (Ю. Хабермас), согласно которой истина возникает как результат консенсуса различных мнений, циркулирующих в обществе, а не из взаимодействия субъекта и объекта. Этот консенсус формируется в широком общественном обсуждении на основе согласования общих целей и интересов. В рамках критической теории развивалось праворадикальное представление К. Шмитта о конфликтной природе политического, понятого как крайнее противопоставление, которое только и порождает субъект политики в виде народов и государств по принципу «Мы и Враги». Разрешение международного конфликта возможно по пути преодоления этого базового различия, т. е. деполитизации отношений. Представители критической теории пессимистично относились к идее суверенного государства, считая, что этот институт не может эффективно обеспечивать безопасность граждан. Рассуждая о природе политической власти, они выявляли такие её проявления, которые связаны не с суверенитетом, а с распространением знаний в обществе, умением вести диалог, убеждать массы.
Другим источником постпозитивизма стали идеи постструктурализма как направления философской и политической мысли. Постструктурализм направлен на радикальное переосмысление процессов социально-экономичеcкого и политического развития западного общества вместе с теоретическими концепциями, которые для этого использовались. Согласно постструктуралистам, в общественных науках сложилось ложное представление о действительности из-за чрезмерного увлечения идеями структурного влияния и общих закономерностей при недооценке изменчивости общества и своеобразия форм развития, влияния отдельной личности, роли случая (Ж. Лакан, Ш. Муфф, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, Ф. Гваттари). Постструктурализм основан на методологических принципах плюрализма и релятивизма, в соответствии с которыми предлагаемая картина мира лишена единства и целостности. В русле идей Ф. Ницше и М. Хайдеггера действительность распадается на множество фрагментов, между которыми нет устойчивых связей. Мир иррационален, хаотичен и не поддаётся рациональному познанию. Наибольшее влияние постструктурализм оказал на развитие самой радикальной ветви постпозитивизма – постмодернизма.
Основные положения
Главная идея постструктурализма выражается в постулате о «смерти» структуры бытия, передаваемого метафорой ризомы (в ботанике – растение, корни которого растут под землёй во все стороны). Вместо иерархий причин и способов организации политических, экономических, культурных, научных явлений образ ризомы отражает принцип разнонаправленного, беспорядочного, непредсказуемого развития общества. Ризома обозначает способ постчеловеческого существования, при котором конкретная личность мыслится как множество создаваемых виртуальных образов в информационном пространстве и социальных ролей в обществе. Ризомный тип мышления предполагает, что социальная реальность и пути её познания дискретны, полицентричны, недетерминированы. Субъектов политики много, они достаточно независимы друг от друга, не подчинены иерархии власти. Целостной истории и политики нет – есть множество различных локальных историй и политических действий. Постструктурализм подменяет доказательное знание бесконечной чередой интерпретаций, а проблему истинности сводит к особенностям личностного восприятия.
Важный концепт для постструктурализма – дискурс, изначально заимствованный из лингвистики и введённый в оборот политических исследований М. Фуко. Анализ дискурса (включая эмоции, высказанные убеждения, риторические приёмы, намеренно скрытые или неявные смыслы) показывает «отпечаток» индивидуальных и социальных особенностей человека в речи. В постструктурализме дискурсный анализ выходит далеко за рамки лингвистического значения и превращается в способ мышления и даже социальную практику: создание в речи смыслов конструирует реальность. Более того, речевым текстам приписывается самостоятельное бытие, т. е., появившись однажды, они затем начинают независимое от автора существование в виде бесконечного «диалога» друг с другом. Так вслед за «смертью» структуры возникает тезис о «смерти» автора (Р. Барт). Стирается грань между объективным и субъективным, между текстом и действительностью. Сознание человека, культура, политические процессы есть не что иное, как тексты. Все многообразные проявления жизни человека и общества трактуются как один глобальный гипертекст. Этот смысл вкладывается в лозунг постструктурализма: «Il n'y a rien hors du text!» (Ж. Деррида).
Критика метода
Критики отмечают, что, во-первых, постпозитивизм абсолютизирует субъективность познания, отвергая тезис, что субъективная форма познания не отрицает возможности объективного содержания знания. Во-вторых, радикальные постпозитивисты полностью отождествляют текст и политику, хотя политические действия гораздо шире, чем политический дискурс (речевая деятельность), т. е. тождество лишь частичное. Политическая деятельность, которая не отражается в дискурсе, вообще выпадает из анализа. В-третьих, исходя из тождества дискурса и действительности, постпозитивисты считают, что, «производя смыслы» в дискурсе, они тем самым «конструируют» действительность. Но это тоже верно лишь отчасти, т. к. последовательный постпозитивист попадает в ловушку политических манипуляции. Чтобы отличить в дискурсе вымысел от правды, ему придётся сравнить дискурс и действительность, находящуюся за пределами дискурса. В-четвёртых, понятие идентичности, которое предлагается сделать ключевой категорией анализа международной политики, по своей природе относится к другой науке, т. к. носит социологический характер. Кроме того, идентичность имеет расплывчатое определение, не позволяющее чётко обозначить его содержание: идентичность включает в себя два компонента – восприятие субъектом себя самого и одновременно восприятие другими участниками политики. В-пятых, природа политических конфликтов сводится к несовпадению идентичностей народов и государств, что ведёт к конфликтному пониманию природы международной политики. Ведь политический оппонент либо добровольно принимает иную идентичность, либо её будут менять извне, чтобы разрешить конфликт. В-шестых, критика философского позитивизма выглядит несколько искусственно, т. к. направлена лишь на одну разновидность позитивизма – линейно-механистическую в духе Г. В. Лейбница. Но, например, диалектические школы никак нельзя обвинить ни в одномерности и механистичности, ни в попытках прямо экстраполировать методы точных наук, ни в монополии на окончательную истину. Рационализм, наука в целом едва ли претендуют на исключительную роль в познании окружающего мира, оставляя место эмоциям, интуиции, искусству. Спор позитивизма и постпозитивизма далёк от завершения.
В политической науке сложилось неоднозначное отношение к постпозитивизму в силу его радикализма, релятивизма и иррациональности. И всё же к заслугам постпозитивизма следует отнести вклад в развитие более широкого взгляда на состав и деятельность субъектов политики; в изучение этической составляющей мирополитических процессов; в привлечение внимания к неповторимости в политике и к роли в ней личности; в изучение особенностей языка политики, реакции общества на проблемы безопасности и их обратного влияния на политические процессы. Постмодернизм своей жёсткой критикой помог многим «каноническим» парадигмам уточнить собственный методологический и концептуальный аппарат. Постмодернисты обратили внимание, что в эпоху глобализации теряют свою прежнюю значимость такие понятия, как суверенитет, государство, территориальность, гражданство. Мировой порядок, складывающийся после окончания «холодной войны», отличается разрушением всяких иерархий в международных отношениях и нарастанием хаоса. Постмарксизм применительно к современным условиям предложил концепцию глобального капитализма, пересмотрев природу классового антагонизма и структуру современного общества, а перспективы революции связываются с противостоянием беднейших и наиболее развитых государств. Постфеминизм обращается к поиску путей эмансипации через создание теории, в которой основные категории будут пропущены сквозь призму гендерных различий. Эти различия понимаются как исторически сложившийся неравный социальный и властный статус мужчины и женщины, порождающий особую политическую культуру, которая проявляется и во внутренней, и во внешней политике государств. Социальный конструктивизм по-своему развивает идеи структурного влияния, включая в понятие структуры не только отношения как способ упорядочивания элементов системы (как у неореалиста К. Уолца). Под структурой понимается также влияние идей, культуры, общественных норм, ценностей, политических процессов и взаимодействий, а главное – речевой практики в сфере международных отношений.