Пиндемонте Ипполито
Пиндемо́нте Ипполи́то (Ippolito Pindemonte) (13.11.1753, Верона – 18.11.1828, там же), итальянский поэт; член академии «Аркадия» (1779).
Из аристократического рода. Окончил коллегиум Сан-Карло в Модене (1771). В 1779 г. путешествовал по Италии, в 1788–1791 гг. – по Европе. В 1789 г. находился в Париже (где познакомился с В. Альфьери), испытал влияние революционных идей, однако под впечатлением якобинского террора разочаровался в них и бежал в Англию. По возвращении в Италию полностью утратил интерес к политической жизни.
Как поэт печатался с 1770 г. Поэзия Пиндемонте тяготеет к предромантизму (меланхолическая атмосфера, вкус к изображению руин и ночного пейзажа): во многом автобиографическая поэма «Фата Моргана» (Fata Morgana, 1784), сборник «Сельские идиллии» (Poesie campestri, 1788) и др. Поэма «Франция» (Francia, 1789) отразила краткое увлечение революционными идеалами. Впечатления от путешествия по Европе своеобразно преломились в сатирико-аллегорическом романе «Абаритте, правдивейшая история» (Abaritte, istoria verissima, 1790), где ощущается влияние Ш. Л. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо и Вольтера.
С молодых лет занимался переводческой деятельностью. В 1774 г. перевёл трагедию Ж.-Б. Расина «Береника» (опубликована в 1775); переводил произведения Горация, Вергилия, Сапфо, Лукиана; его перевод «Одиссеи» (1805–1815, опубликован в 1822), орнаментированный в духе «Аркадии» и отмеченный влиянием классицизма, принадлежит к наиболее значительным переводам Гомера в Италии.
Среди других сочинений: поэмы «Гробницы» (Sepolcri, 1807), «Удар в колокол св. Марка в Венеции» (Il Colpo di Martello nel campanile i San Marco in Venezia, 1820); драматургия в духе классицизма, в том числе трагедия «Арминий» (Arminio, 1804), соединяющая традицию Альфьери с мотивами Дж. Макферсона и Ф. Г. Клопштока; «Речи о театре» (Discorsi teatrali, 1812); сборник «Сатиры» (Sermoni, 1819).
Стихотворение А. С. Пушкина «Из Пиндемонте» (1836) является мистификацией; свидетельств прямого знакомства Пушкина с поэзией Пиндемонте не обнаружено.